Радиосолдат Волховского фронта
Его знают как классика русской литературы, мастера изысканной прозы, так восхищавшей современников, автора сценариев известных и любимых наших фильмов: «Председатель», «Красная палатка», «Директор», «Чайковский», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и др. Но мало кто знает, что военная судьба писателя тесно связана с Новгородской землей.
В январе 1942 г. прекрасно владеющий немецким языком лейтенант Нагибин поступил в распоряжение 7-го отдела (контрпропаганда) Политуправления Волховского фронта и стал военным корреспондентом газеты «Soldaten-Front-Zeitung» («Фронтовая солдатская газета»). Она издавалась на немецком языке и вместе с листовками забрасывалась в расположение противника «кукурузниками» и летевшими на бомбежку бомбардировщиками. Кроме того, Нагибин был «радиосолдатом» – вел передачи на вражеские окопы. Об этом Нагибин позднее расскажет в повести «Павлик» (1959) и ряде рассказов. На Волховском фронте ему пришлось не только выполнять свои прямые обязанности военкора, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Здесь же, на Волховском фронте, Юрий Нагибин узнал, что принят в члены Союза писателей СССР.
Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его мемуары («Война с черного хода») и военные произведения. Героям Волховского фронта посвящены повести «Перекур», «Берендеев лес», «В те юные годы», рассказы «Бой за высоту», «Второй эшелон», «Радиосолдат», «Путь на передний край», «Дело капитана Соловьева», «Капельное сердце» и один из лучших нагибинских рассказов – «Солдатская душа», повествующий о волховском бойце, прошедшем Мясной Бор.
По мотивам своего рассказа «Бой за высоту» и глав из повести «Павлик» Юрий Нагибин написал сценарий фильма «Пока фронт в обороне», который вышел на экраны в 1964 г. Действие фильма разворачивается на Волховском фронте, в 1942 году. Молодой политрук отдела контрпропаганды штаба дивизии Русанов стремится попасть на передовую. Добравшись до нее, он со звукопередвижки ведет передачи, обращенные к немецким солдатам. А в часы затишья проходит по нескольку километров ради встреч со связисткой Катей с соседнего участка фронта...
На Волховском фронте Нагибин вел регулярные записи, которые впоследствии главой «Волховская тетрадь» вошли в посмертный, мемуарно-публицистический «Дневник» – лучшее, самое откровенное произведение писателя.
В предисловии к «Волховской тетради» Нагибин напишет: «… Надо помнить, что военные страницы писались на фронте, в тетрадочке, которую очень легко найти, и при кажущейся ныне безопасности по тем временам тянули на «десять лет без права переписки. На этот риск я шел, но расстрела мне не хотелось, поэтому я опустил всю печальную эпопею 2-й Ударной армии, разгром под Мясным Бором, окружение, пленение генерала Власова, чему сам был свидетелем. Эта позорная страница войны целиком на совести Сталина, ибо и Власов, и Мерецков, командующий фронтом, не раз предупреждали его о роковых последствиях попытки прорвать кольцо Ленинградской блокады по линии Чудово - Любань, где у немцев была самая глубокоэшелонированная оборона. Не писал я и о том единственном бое, в котором участвовал, и о полетах на бомбежку, где я скидывал не бомбы, а листовки и газету для войск противника, которую мы издавали, – обо всем этом есть в моих повестях и рассказах...»
Литература к статье:
1. Тюрин В.В. Слово правды через фронт // Тюрин В.В. На земле Садко. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 251-256.
2. Нагибин Ю. Война с черного хода. Волховская тетрадь // Дружба народов. – 1992. – № 5-6. – С. 119-143.
3. Нагибин Юрий Маркович // Большая Российская энциклопедия: в 35 т. / РАН. — Т. 21. — М.: БРЭ, 2012.