Командир крылатой Балтики
Летом 2002 года ленинградские поисковики в заболоченном лесу, в двух километрах от поселка Невская Дубровка, что во Всеволожском районе Ленинградской области, нашли место падения неизвестного самолета. На обломках машины были надписи на английском языке. Тщательно изучив материал, поисковики установили, что здесь разбился один из английских истребителей «Харрикейн», которые в первые годы Великой Отечественной войны поставлялись в СССР по ленд-лизу.
На бруствере воронки вместе с обломками самолета были найдены и останки летчика. Значит, пилот не успел выпрыгнуть из подбитого самолета на парашюте и остался в кабине при падении машины.
Устанавливать личность летчика пришлось очень долго. Но после всевозможных разысканий в архивах и изучения останков самолета поисковикам все-таки удалось узнать – это было место падения легендарного летчика-балтийца, гвардии майора Александра Мясникова, пропавшего без вести 11 сентября 42-го…
После ритуала прощания, принятого у поисковиков, и отдания воинских почестей небольшой автобус с останками летчика отправился в путь – на его родину, в Мошенской район Новгородской области. Там гвардии майор Александр Мясников был торжественно захоронен – в селе Мошенское, рядом с могилой жены, так и не дождавшейся мужа с войны…
«Мотенька, дорогая, не думай, что я жить не хочу, и как еще хочу» … «…Если доведется и умереть, то благородно, ведь и умереть можно по-всякому. Но для меня небезразлично: можно геройски, после чего вспоминать будут как человека, а ведь можно и так, что никто и не вспомнит – этого я не хочу. О смерти никогда не задумывался, и в голову это не идет, но коль тебя это очень страшит, и часто вопрос в мыслях появляется, советую не думать ничего, от этого не уйдешь, а коль совершится, смотри на это трезво».
Он очень хотел жить, 33-летний балтиец Александр Мясников, хотел увидеть и обнять любимую жену Мотю, вырастить сына Юру, но не смог… «…гвардии майор Мясников, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб во время воздушного боя 11 сентября 1942 года». В графе «Похоронен» было проставлено: «Не вернулся с задания». Семья ждала известий о нем более 60-ти лет…
На востоке Мошенского района Новгородской области есть озеро Великое. Из него вытекает небольшая речка под названием Кобожа. Ниже по течению Кобожи, в 10-ти километрах, находится деревня Овинец. До войны в ней было около пятидесяти домов, выросшие парни женились на девушках своей или соседней деревни, и многодетные крестьянские семьи складывались в большие родственные кланы – Ефимовы, Смолокуровы… В семье Федора Мясникова было трое дочерей и единственный сын Александр, Шура. Вначале все было, как у всех крестьянских детей – начальная школа, работа в колхозе. Затем, вопреки воле родителей – комсомол. Но в 30-м году призывная комиссия Мошенского района обратила внимание на толкового парня, активного комсомольца и предложила Шуре Мясникову стать кадровым военным, пойти учиться в военное училище. И 1 октября 30-го года простой деревенский паренек с формальным образованием стал курсантом знаменитой Ленинградской Краснознаменной пехотной школы имени Склянского. По окончании школы в 33-м году Александр, как и несколько других выпускников, с удивлением рассматривали приказ о назначениях в пехотные части, не видя там своих фамилий. Оказалось, лучших выпускников направляли учиться дальше, в авиационное училище.
«С 25-го апреля начинается ежедневная летная работа, и в это время определенно выявлю свои способности на то, буду я летчиков или нет… В течение мая судьба будет решена, где я буду – или летать, или опять в пехоте», – пишет Александр маме и сестрам. И судьба решилась – курсант Мясников, успешно закончив училище, начинает службу в 61-й истребительной авиабригаде ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшейся под Ленинградом.
39-й год, финская война. Боевых вылетов было так много, что в короткие перерывы между ними летчики успевали лишь заскочить в столовую, наскоро перекусить и после заправки машин снова уходили на выполнение заданий. В финскую Мясников был награжден первым орденом Красного Знамени.
И вот – Великая Отечественная… Несмотря на быстрое продвижение войск вермахта, в июле 41-го мало кто верил, что уже через два месяца враг будет рядом с Ленинградом. Тем не менее, командование балтийского флота разрешило командирам отправить свои семьи из города на более отдаленные территории. К тому времени была уже семья и у Александра Мясникова – жена Матрена, родом из его же родной деревни Овинец, и маленький сын Юра. На семейном совете решили, что лучше будет им отправиться обратно в родную деревню.
«Советы давать не намерен, – пишет уехавшей в эвакуацию жене Мясников, – полагаюсь на тебя больше, чем на себя. Береги себя, Юрочку, бабушек, … помогай общему делу в колхозе».
В августе 41-го капитан Мясников получил второй орден Красного Знамени. Бесконечные боевые вылеты, штурмовки войск противника… В газете «Победа», вышедшей в августе 41-го, корреспонденты писали:
«Над нашими войсками, что ведут упорные бои в районе города Н., кружили два легких, словно чайки, истребителя. Земля пробегала под плоскостями ястребков. Зоркими глазами оглядывали землю балтийские летчики. Это были Александр Мясников и Иван Полях, два боевых друга, чья дружба неоднократно проверена в суровых боях.
Но разве могут равнодушно бороздить воздух летчики-истребители, если внизу, на поле битвы, в нашу сторону бьют фашистские пушки? И Мясников вместе с летчиком Поляхом бросаются вниз, осыпая вражескую прислугу сотнями несущих смерт пуль. Замолкают орудия – бодрости прибавляет это нашим взводам, ротам и батальонам, которые находятся внизу, под крыльями ястребков.
Вновь кружатся истребители над войсками, следя за облачностью, идущей с запада. И не зря напрягают зрение наши летчики. Не зря Мясников перезаряжает пулеметы и не отрывает взгляда от огромного облака, идущего на восток.
Скрываясь за этими облаками, идут фашистские самолеты. Они расположены ярусами: у самой кромки облаков «Мессершмитты»; в облаках – «Юнкерсы-88», несущие свой смертельный груз, а выше «Юнкерсов» – опять «Мессершмитты».
Нет, не пройдут незамеченными истребители, штурмовики и бомбардировщики гитлеровской авиации» …
Александр Мясников совершил 315 боевых вылетов и ни разу не дал противнику сбить себя. Лишь последний, 315-й вылет, оказался для гвардии майора Мясникова роковым. В извещении о гибели мужа, пришедшем на Новгородчину к Матрене Макаровне Мясниковой, сказано, что Александр Федорович не вернулся с боевого задания и погиб в бою с врагом. Однако другой известный летчик-балтиец Игорь Каберов, автор знаменитой книги «В прицеле – свастика», описывает последний вылет Мясникова иначе:
«Где это я? – спрашиваю себя, вдруг очнувшись. В недоумении гляжу в круглые глаза приборов. Выходит, я еще в кабине истребителя? Вот они, рычаги управления, тумблеры, кнопки…
Товарищи подбегают ко мне, спрашивают, не ранен ли я. Спрашивают, почему меня так долго не было. Спрашивают, почему я один, где майор Мясников… Нас обоих – меня и Мясникова – считали здесь погибшими. Но я жив. А Мясников?..
Да, да, мы сопровождали бомбардировщики «Пе-2» из 73-го полка. Кто-то из летчиков на «Пе-2» был другом Александра Федоровича, и Мясников прямо-таки с детской радостью пошел на это задание. В воздухе они перекликались по радио…
Бомбардировщики «Пе-2» даже с бомбовой нагрузкой оказались быстроходнее наших «Харрикейнов». Набирая высоту, мы отстали от них и встретились с «Мессершмиттами». Их было много, этих фашистских хищников со свастикой на крыльях…
Около часа вели мы бой с истребителями противника. Уже давно ушли наши бомбардировщики, и вражеские зенитки умолкли, а мы все еще никак не могли оторваться от «Мессершмиттов». Их было 12, нас только 8. Они прикрывались солнцем. И все же нам удалось сбить два «мессера»…
Неожиданно появилась еще шестерка вражеских истребителей. Они оттеснили нас с Мясниковым от общей группы. Мы вынуждены были вдвоем биться с этой шестеркой…
Командир бригады взывал к нам, чтобы мы продержались еще немного. Он сообщил, что со стороны «Большого» (то есть Ленинграда) идет группа Яков.
– Видите группу? – спрашивал он.
– Видим! – кричал я, опережая Мясникова.
– Им даны указания. Сейчас они вам помогут…
Действительно, к нам приближалась шестерка истребителей «Як-1». Фашистские летчики сразу же оставили нас в покое и убрались восвояси.
– Спасибо, братцы, за помощь! – прокричали мы по радио своим спасителям и, покачивая машины с крыла на крыло, взяли курс на аэродром. Надо сказать, что горючее у нас было уже на исходе.
Но, видимо, радиостанции на «Яках» были настроены на другую волну. Между тем наши неизвестные друзья приняли «Харрикейны» за вражеские истребители. Два «Яка» неожиданно вырвались вперед и пошли на нас в атаку.
– Они атакуют, – предупредил я Мясникова.
– Это же «Яки», – спокойно отозвался Александр Федорович. – Наши «Яки». Они шутят.
Но ведущий «Як» не шутил. Он дал очередь по самолету майора Мясникова. Машина вспыхнула и стала падать» …
Литература к статье:
1. 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова. – М., 2004. – 248 с.
2. Белоусова Л.Г. Веление долга. – М.: Мол. гвардия, 1958. – 61 с.
3. Голубев В.Ф. Во имя Ленинграда. – М.: Фаир-пресс, 2000. – 512 с.
4. Каберов И.А. В прицеле – свастика. – Л.: Лениздат, 1975. – 350 с.
5. Потехин Я.Ф. Человек высшей доблести и геройства. – Л., 1963. – 54 с.
6. Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. – М.: Воениздат, 1985. – 463 с.
7. Чуковский Н.К. Балтийское небо: роман любое изд.