«Поборник всей земли Русской»
В 1130 году в Великом Новгороде опустел владычный престол: епископ Новгородский Иоанн, после двадцатилетних трудов, оставил его и удалился на покой в монастырь. На освободившееся место епископа новгородцы пожелали пригласить одного из Печерских подвижников. Выбор пал на Нифонта, инока (монаха) Киево-Печерского монастыря. Многие годы провел Нифонт в этой обители, где прославился ревностным благочестием; известность ему принесло также длительное путешествие в Святые места.
Владыка Нифонт управлял Новгородской епархией с 1130/31 по 1156/57 гг. – 25 лет и 8 месяцев. Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению». На годы владычества Нифонта приходится образование и становление Новгородской республики.
Особенно прославился Нифонт как знаток канонических или церковных правил и ревностный их блюститель. Так, в 1136 г. владыка отказался венчать в Софийском соборе князя Святослава ввиду незаконности его брака. За разрешением недоуменных канонических вопросов и разных случаев церковной жизни к Нифонту обращались другие епископы и простые люди, и он давал здравые и практичные ответы (нет, не зря он носил свое имя: Нифонт по гречески – разумный, рассудитель).
Новгородцы высоко ценили попечение Нифонта о храмах. «Об этом знает каждый из нас, – говорит новгородский летописец, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом». Владыка Нифонт заложил в Новгороде каменную церковь Успения на Торгу и церковь св. Саввы. Строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре.
Владыка Нифонт был другом и душевным собеседником святого Антония Римлянина, по легенде приплывшего в Новгород на камне и основавшего здесь монастырь на берегу Волхова. Нифонт поставил его игуменом Антониева Рождественского монастыря, а в 1147 г. сам лично совершил обряд погребения св. Антония в монастырской Рождественской церкви.
Нифонта называли «поборником всей земли Русской»: он был первым из новгородских святителей, кто участвовал в политической жизни не только Новгорода, но и всей Руси, проявив при этом талант политика и миротворца. В 1135 году Нифонт выступает посредником между враждующими киевлянами, черниговцами и новгородцами. Как говорится в его Житии, «взяв с собою вельмож новгородских, пошел к ополчившимся на брань и при помощи Божией заставил их положить оружие». Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. Именно Нифонт положил конец вражде новгородцев и суздальцев (дошедшей до того, что самым страшным и оскорбительным ругательством в Новгороде было «суздальская собака»). В 1148 г. Нифонт руководил посольством в Суздаль для подписания мирного договора. Суздальский князь Юрий Долгорукий, исполненный уважения к новгородскому владыке, принял его с любовью, пригласил освятить церковь Пресвятой Богородицы, отпустил с ним всех новгородских пленников и проводил его с честью, хотя и не дал мира. Это случилось только в 1154 г., когда Нифонт снова поехал в Суздаль приглашать на новгородский стол Мстислава, сына Юрия Долгорукого.
Нифонт возглавлял епископскую кафедру в Новгороде, но носил титул архиепископа. История пожалования новгородскому владыке этого высокого титула заслуживает особого внимания.
Почетный титул архиепископа давался епископам, возглавлявшим наиболее крупные епархии, за безупречное служение и личные заслуги. Возвышение новгородской земли возвышало и ее епархию, и в 1165 году богатый Новгород выхлопотал у киевского митрополита для своего владыки Иоанна (Ильи) титул архиепископа – тогда еще первый и единственный на Руси.
Но фактически первым, кто носил титул архиепископа, был новгородский владыка Нифонт – он получил его еще в 1140-е гг. непосредственно из Константинополя, минуя киевского митрополита, что переводило Нифонта в непосредственное подчинение константинопольскому патриарху.
А случилось это так.
В 1147 г. новгородский владыка выступил против инициативы киевского князя Изяслава избрать киевского митрополита (главу Русской Церкви) без участия константинопольского патриарха, что на деле означало обособление киевской митрополии от константинопольского патриархата. Нифонт дерзновенно заявил во всеуслышание всего Собора, что сами русские епископы ни в каком случае не могут избирать себе митрополита без благословения из Византии: ведь Русь «просвещена святым крещением от престола константинопольского». Новгородский владыка не признал законности поставления нового митрополита киевского Климента (Смолятича) и не желал служить с ним: «Не достоин есть стал, оже не благословен от великого собора, ни ставлен». Разгневанный Изяслав не допустил Нифонта на епископский престол в Новгород и повелел ему пребывать все время в Печерском монастыре, как бы в месте заточения. И хотя Нифонт беспокоился об оставленной новгородской пастве, все же пребывал в родной обители «с радостью великою, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил его возвратиться к прежнему его безмолвному житию вместе со святыми». Вызволил Нифонта из заточения Юрий Долгорукий, захвативший Киев в 1150 г. Он с великою честью возвратил Нифонту новгородский епископский престол. Новгородцы, долгое время бывшие «как бы смятенными и отверженными, как овцы, не имеющие пастыря», с радостью встретили своего владыку.
За разум и мужество в деле отстаивания на Руси идей Патриаршества Нифонт удостоился от константинопольского патриарха Николая IV грамоты, в которой новгородский владыка приравнивался к древним святым отцам, твердо стоявшим за православие, и пожалован титулом архиепископа.
Пожалованный Нифонту из Константинополя титул архиепископа был личным, исключительным: после его смерти на новгородскую кафедру вновь был поставлен епископ. Но, несомненно, при Нифонте была подготовлена почва для «автокефального» (независимого) избрания новгородских владык. Его преемник Аркадий впервые в истории Новгорода был избран самими новгородцами.
Оставил владыка Нифонт свой след и в древнерусской литературе. По мнению Д.С. Лихачева, он был инициатором создания Софийского временника 1136 г. – новгородской летописи с откровенно антикняжеской направленностью. Владыка был «соавтором» Кирика Новгородца, одного из первых русских ученых – ответы Нифонта на вопросы пытливого монаха о церковном праве и обрядности, о противоречиях между требованиями веры и реалиями жизни составили замечательное сочинение «Вопрошание Кириково иже вопроси епископа Нифонта и инех».
Умер Нифонт в 1156/57 г. Киеве, куда отправился встречать митрополита Константина, посланного константинопольским патриархом низложить митрополита киевского Климента и занять его место. Святитель поехал в Киев с удовольствием: во-первых, свершилась справедливость в отношении того самого Климента Смолятича, против которого Нифонт выступал на достопамятном Соборе 1147 года. Но более всего Нифонт надеялся принять благословение от константинопольского митрополита и еще раз побывать в своей родной Печерской обители, поклониться Пресвятой Богородице и прочим святым. Но судьба распорядилась по-иному – Нифонт тяжело заболел, и после тринадцати дней болезни почил с миром 21 апреля, в субботу Светлой седмицы... Как повествуется в кассиановской редакции Киево-Печерского патерика, за три дня до болезни Нифонт имел дивное видение Феодосия Печерского, основателя и попечителя обители. Будто бы Феодосий обратился к нему со словами: «Хорошо сделал ты, брат и сын, Нифонт, что пришел сюда; отныне ты будешь неразлучно пребывать с нами». И развернул свиток, который начинался такими словами: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» – и среди них имя Нифонта. Это было видение о близкой кончине и о будущем пребывании его на небе с отцами Печерскими.
Тело Нифонта, согласно его воле, было с честью положено в пещере преподобного Феодосия в Киево-Печерском монастыре (позднее мощи были перенесены в ближние Антониевы пещеры). Зная завет святителя, новгородцы не смели настаивать на возвращении тела любимого владыки к храму Святой Софии.
В XV в. в Киево-Печерском монастыре сложилось почитание Нифонта – за верность и любовь к обители, в благодарность за создание, собирание и спасение произведений о печерских подвижниках. Здесь же, в 1462 г., Кассианом создается «Слово о Нифонте Новгородском». На его основе псковский агиограф Василий-Варлаам в 1558 г. написал «Житие Нифонта епископа Новгородского». Но самая полная редакция Жития Нифонта была составлена в Старорусском Косинском монастыре в 1687 г. Неизвестный автор свел воедино самые разные произведения о Нифонте, устные предания Псковщины и Новгородской земли, летописные известия. Впервые здесь предпринята попытка изложить биографию Нифонта в хронологической последовательности, привести точные даты. Завершается косинское Житие описанием двух посмертных чудес: о том, как, во время нашествия Стефана Батория на Псков, Нифонт явился с Пресвятой Богородицей, молясь о граде и опекаемой им Мирожской обители; и о том, как некий новгородский купец захотел снять с почившего Нифонта митру, чтобы благословить город – и не смог этого сделать...
Церковное предание рассказывает также, что через 300 лет после смерти Нифонта было явление его архиепископу Новгородскому Феофилу – последнему владыке вольного республиканского Новгорода. Обвиненный в «измене новгородской» за попытки сохранить древний вечевой уклад, архиепископ Феофил в то время находился в заточении в московском Чудовом монастыре и лежал больной. Святой Нифонт напомнил владыке Феофилу о данном им обещании поклониться Печерским чудотворцам, что в точности и было исполнено.
Нифонт канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 г. в лике святителей. Церковь совершает его память 21 апреля по новому стилю.
А еще из «Житий» мы узнаем, что мальчика, после смерти родителей постриженного в Киево-Печерский монастырь под именем Нифонта и ставшего одним из прославленных новгородских владык, звали Никита…
Литература, использованная при подготовке статьи:
• Страхова Я. XII век. Св. Нифонт Новгородский // София. – 1992. – № 4. – С. 5.
• Житие Новгородского епископа Нифонта Печерского // Святые Новгородской земли или история Святой Северной Руси в ликах X XVIII вв.: в 2 тт. – Т. 1. X XV вв. – Великий Новгород, 2006. – С. 81-98.
• Хорошев А.С. Нифонт // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С.352.
• Охотникова В.И. Житие Нифонта епископа // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 179.
• Святой епископ Нифонт // Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): жития, сведения и биографические очерки: в 3 тт. / под ред. архиепископа Новгородского и Старорусского Льва. – Т. 1. 992-1575 гг. – Великий Новгород, 2011. – С. 87-107.