«То, чему я стал свидетелем в «Партизанском крае», потрясло меня…»
Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года в Киеве, в купеческой семье. В ранней юности увлекся театром, и в 1919 г. начал карьеру актера. Работал в Киеве и Петрограде. В Одессе заведовал отделом культуры Союза работников искусств, был ассистентом А. Довженко по фильму «Арсенал», снимал агитационно-пропагандистские фильмы, зачастую по собственным сценариям. Стал профессиональным кинодраматургом – писателем.
Он автор сценариев многих известных фильмов, в том числе таких любимых, как «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия». Настоящий успех ему принесло участие в создании фильмов Михаила Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». За эти два фильма в 1941 году Каплер получил Сталинскую премию.
На советском телевидении Алексей Яковлевич Каплер долгие годы вел популярную «Кинопанораму».
В годы Великой Отечественной войны Алексей Каплер – военный корреспондент центральных газет. Как военкор, в марте 1942 г. он на «кукурузнике» прибыл в Партизанский край, во 2-ю Ленинградскую партизанскую бригаду Николая Григорьевича Васильева, одного из самых прославленных партизанских командиров на Новгородчине.
-------------------
2-я бригада была родоначальницей партизанского движения в полосе Северо-Западного фронта. Обосновалась она в Серболовских лесах близ Старой Руссы, у озера Полисто, в тыловом районе 16-й гитлеровской армии. 2-я партизанская бригада под руководством Васильева объединила вокруг себя разрозненные партизанские отряды в единый кулак, что позволило к концу 1941-го года создать первый в стране Партизанский край.
400 населенных пунктов на огромной территории в 10 тысяч квадратных километров (Дедовичский район Псковской, Белебелковский – Новгородской и Ашевский – Калининской областей), благодаря партизанам, продолжали жить по советским законам. Здесь действовали органы советской власти, была радиосвязь с Большой землей, выходили листовки и газеты, работали школы и госпиталь.
«Партизанская республика» в тылу 16-й немецкой армии стала колыбелью организованной массовой народной войны. Под умелым руководством Николая Григорьевича Васильева народные мстители нанесли мощные удары по регулярным частям немецкой армии, разгромили крупные вражеские гарнизоны в Дедовичах, Холме, Яссках, контролировали железные и шоссейные дороги в четырехугольнике Дно – Старая Русса – Холм – Локня, нарушая снабжение окруженной демянской группировки противника. А в марте 1942 года жители Партизанского края собрали и отправили в блокадный Ленинград обоз с продовольствием – более трех тысяч пудов зерна, мяса, гороха, меда и масла. 223 подводы с продовольствием шли в осажденный Ленинград через оккупированные территории и линию фронта.
-------------------
«Партизанская республика» привлекала к себе внимание журналистов, писателей, кинооператоров. Не стал исключением и Алексей Каплер, всегда стремившийся в места, где происходили самые напряженные и героические события войны.
Вот как вспоминает об этом Иван Виноградов, во время Великой Отечественной войны – «главный писатель» Партизанского края, редактор газеты «За Советскую Родину»:
«В марте 42-го у нас появился киносценарист и драматург Алексей Каплер. Невысокий, плотный, в армейском полушубке и шапке-ушанке, из-под которой выбивались черные кудри, – таким мне запомнился Алексей Яковлевич. Он знакомился с жизнью партизан, героями народной войны, участвовал в разработке боевых операций, в обсуждении письма, которое партизаны написали в Кремль, Сталину. Мы относились к Алексею Яковлевичу с особым почтением. При виде его в нашей памяти воскресали многие кадры из созданных им, как кинодраматургом, исторических кинолент «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (Виноградов И.В. Герои и судьбы. – Л.: Лениздат, 1988. – С. 295-296).
-------------------
Сам Алексей Каплер так вспоминал о своей поездке к партизанам на страницах журнала «Советский экран» (№ 19, 1967 г.):
«…в Валдае из случайно услышанной реплики я узнал о существовании «Партизанского края». В те времена мы мало еще знали о партизанах. В сводках Совинформбюро иногда мелькали двухстрочные сообщения про них, но реального представления о том, как люди воюют в фашистском тылу, ни у кого из нас не было.
Попасть в Партизанский край оказалось непросто: требовалось особое разрешение. Но через несколько дней его удалось добыть, и я отправился в Осташков с пакетом и посылками для партизанской бригады...
Темной ночью, прижимаясь почти вплотную к земле, «кукурузник» перебросил меня через линию фронта за двести километров, в глубокий тыл врага. Первое впечатление от Партизанского края было неожиданным. Я увидел в пляшущем свете костров приближавшегося к нам человека; на груди у него висел немецкий автомат, а в руке (это никак не вязалось с моими представлениями о партизане), в руке он держал …самый обыкновенный портфель.
Так я попал к своим будущим героям. То, чему я стал свидетелем в «Партизанском крае», потрясло меня. Невозможно забыть этих людей, их величие и простоту, их подвиги и страдания, их товарищество и душевную чистоту. По возвращении на Большую землю я попытался рассказать о них в серии очерков «В тылу врага», опубликованных в «Известиях» и «Правде» и собранных в книжке с таким же названием.
Но главным для меня было создать фильм об этих людях, и я засел за сценарий. Задача была военная, и сроки военные. Через месяц сценарий был послан в Алма-Ату Фридриху Эрмлеру. Как мне и мечталось, роль героини – товарища П., Прасковьи Лукьяновой, – была поручена Вере Петровне Марецкой».
-------------------
Вскоре появился на свет фильм «Она защищает Родину». Созданный в 1943 году, этот кинофильм много лет спустя вторично вышел на экраны. А накануне кинопоказа о фильме было рассказано по телевидению, в «Кинопанораме», которую вел Алексей Яковлевич Каплер. В студию были приглашены исполнительница главной роли, народная артистка СССР Вера Марецкая и партизанский поэт Иван Васильевич Виноградов – свидетель событий, показанных в фильме. Передача вызвала живой интерес у зрителей: многие впервые услышали о Партизанском крае и просили рассказать о нем поподробнее. Алексей Яковлевич охотно отвечал на письма телезрителей. Отвечать ему было легко: ведь он видел жизнь и борьбу Партизанского края своими глазами.
Литература к статье:
Каплер А.Я. В тылу врага. – М., 1942. – 48 с.
Каплер А. О чем я узнал в фашистском тылу // Каплер А. Загадка королевы экрана. – М., 1979. – С. 32-36.
Каплер А. Сердце героя: [о юном герое-партизане из бригады Н.Г. Васильева] // От Советского Информбюро.1941-1942 г.: публицистика и очерки военных лет. – М.: АПН, 1982. – С. 204-207.
Каплер А. За линией фронта: жизнь и смерть Валентина Плинтухина // Каплер А. «Я» и «Мы»: взлеты и падения рыцаря искусства. – М., 1990. – С. 144-163.
***
Попов В. Ведет передачу Алексей Каплер // Новгородская правда. – 1970. – 27 марта.
Виноградов И.В. Дорога через фронт. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. Россия, 1976. – С. 129-132.
Виноградов И.В. Тревожные дни марта. – Л.: Лениздат, 1984. – 239 с.
Виноградов И.В. Взгляд сквозь годы // Дорогами памяти: рассказы и очерки псковских писателей. – Л.: Лениздат, 1984. – С. 78-89.
Кино: энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – С. 169.
Кинословарь: в 2-х тт. – Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – С. 661.
Виноградов И.В. Герои и судьбы. – Л.: Лениздат, 1988. – С. 103, 295-296.
Виноградов И. По тылам врага // Литературная Россия. – 1988. – 17 июля.