Звезда «Галина Вишневская» зажглась в Боровичах
Галина Вишневская – уникальное явление в истории русского искусства и русского театра. Гениальное сочетание выдающихся природных данных и фанатичное трудолюбие; сочетание европейского, высочайшего уровня вокала и искусства драматической актрисы, столь редкого на оперной сцене. Нездешняя голливудская внешность (как изысканный экзотический цветок среди скромных полевых ромашек) и дивный голос, покоривший мир – чуть холодноватый, с серебристым отливом, воспетый великой Ахматовой:
Женский голос, как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.
Свою судьбу Вишневская сделала сама – сильным, независимым характером, каторжным трудом, обостренным чувством собственного достоинства, бескомпромиссной честностью, твердостью в принятии решений, пусть даже самых рискованных. «Ни у кого ничего не просила. Никому ничем не обязана. А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаю. Еще надо, конечно, выйти и предъявить себя, а дальше – добиваться самого высокого качества. Работать надо! И я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать».
В ее жизни были и нищее сиротское детство в Кронштадте, и лютый голод в блокадном Ленинграде, и служба 16-летней девочкой в частях ПВО, и бедные провинциальные концерты с эстрадным репертуаром, и туберкулез, побежденный не только плохо очищенным стрептомицином и контрабандным пенициллином с черного рынка, но главное – мечтой петь. И главная сцена СССР, где Вишневская 20 лет царила в качестве примадонны Большого театра, и с подмостков которого отправилась в изгнание. Она никогда не говорила – «эмиграция», а именно изгнание, ответом на которое было полное достоинства ее письмо генсеку Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца».
Оглушительный успех в США и европейских столицах продлился на десятилетия – Вишневская блистала в самых известных театрах мира, специально для нее создавали музыку самые знаменитые композиторы XX века. Она покинула оперную сцену в 55 лет, в зените своего мастерства и в превосходной вокальной форме. Чуть почувствовав усталость, решительно завершила свою певческую карьеру – из профессиональной честности и уважения к публике. В 1982 г. на сцене Парижской оперы Вишневская в последний раз спела Татьяну в «Евгении Онегине» – самую свою любимую оперную партию, с которой началась ее блистательная карьера в Большом театре. Этим пушкинским образом Вишневская пленилась еще в юности, обнаружив в барышне из XIX века черты самой себя. Это были две родственные русские души, натуры страстные, чувственные, жертвенные, смелые, способные на безоглядную, возвышенную и романтическую любовь (в 1955-м оперная прима Вишневская, бросив свою комфортабельную, устроенную жизнь, вышла замуж за мало кому известного виолончелиста Мстислава Ростроповича – через четыре дня после знакомства, покоренная его немыслимыми ухаживаниями и юмором, мгновенно разглядев в нескладном музыканте своего верного, на 52 года, спутника жизни).
Оставив большую сцену, Галина Вишневская занялась оперной режиссурой и педагогической деятельностью. А потом было триумфальное возвращение в Россию, награды и регалии, масса благотворительных проектов для своей страны, один из самых значительных – Центр оперного пения Галины Вишневской (2002). От возвращенного ей российского гражданства всемирно известная артистка отказалась – эти игры «отбирать и возвращать» были не про Вишневскую, жившую по принципу «раз и навсегда». Русская до глубины корней, так много сделавшая для славы Отечества, она до конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.
О своей жизни Вишневская рассказала в автобиографической книге «Галина» (1984), обнаружив себя поразительной писательницей. Не поверить ей невозможно – это такой живой, увлекательный рассказ о жизни, об оперном искусстве, о профессии, и такая жестокая правда о своем времени! Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В новой России мемуары «Галина: история жизни» переиздавалась многократно. 24 октября 2011 года Вишневская представила новое издание книги, приуроченное к ее юбилею.
Она ушла 11 декабря 2012 года – за день до мистического «12-12-12». . Церемония прощания проходила 13 декабря в созданном ею Центре оперного пения. После отпевания в московском Храме Христа Спасителя была похоронена на Новодевичьем кладбище.
В России в честь Галины Вишневской названы: одна из московских улиц, лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Галина Вишневская», детская музыкальная школа в родном Кронштадте и малая планета Солнечной системы № 4919.
***
Своей причастностью к этой великой биографии гордится новгородский город Боровичи.
Один из петербургских поэтов, побывав в этом старинном городе, рассказывал, что боровичане гордятся тремя событиями: здесь легендарная Ольга основала один из погостов, сюда хотел приехать Сталин и здесь начинала петь Галина Вишневская.
Новгородская область до 1944 г. входила в состав Ленинградской. Во время войны в Боровичи, не тронутые оккупацией и бомбежками, были эвакуированы многие новгородские и ленинградские учреждения культуры и искусства. В 1942 году в здании боровичского гортеатра расположился Ленинградский областной театр оперетты, солисткой которого в 1944-47 гг. была юная Галина Вишневская. После войны театр уехал в Ленинград, однако Вишневская вместе с мужем вернулась в Боровичи, чтобы поездками по области с самостоятельными концертами заработать деньги на частные уроки оперного пения. С 1947 по 1952 год будущая оперная знаменитость числилась в одной из концертных бригад при Новгородской областной филармонии (работавшей в Боровичах до 1959 года, пока не восстановили Новгород).
В мемуарах «Галина» мы не найдем упоминания о Боровичах. Этот период обозначен Вишневской как работа в Ленинградской областной филармонии и изнурительные поездки в мерзлых автобусах с концертами по глухим российским провинциям. Написав свою автобиографическую книгу в начале 1980-х, без всяких перспектив издания на родине, Вишневская, видимо, не стала утомлять зарубежного читателя всей этой «историей с географией», чтобы не объяснять, почему, живя в Ленинграде, она работала в Новгородской филармонии, находившейся в Боровичах.
Документальные же свидетельства «новгородской биографии» великой певицы хранятся в нашем областном архиве, в фонде Новгородской филармонии. Среди них: списки концертных бригад с ее фамилией и официальное рекомендательное письмо, датированное ноябрем 1949 года:
«Новгородская областная филармония по согласованию с Новгородским областным отделом по делам искусств направляет на творческий показ эстрадных исполнителей по разделу исполнителей песен советских композиторов и жанровых песен артистку областной филармонии Вишневскую Галину Павловну. Артистка Вишневская окончила музыкальный техникум имени Римского-Корсакова в Ленинграде. Возраст 23 года. Работает в Новгородской областной филармонии с 1947 года. Повседневно работает по повышению исполнительской квалификации, обновляя репертуар из произведений советских композиторов. Просмотровая комиссия считает возможным направить артистку на творческий показ».
Документы сохранили и репертуар солистки Новгородской филармонии Галины Вишневской: песни В. Соловьева-Седого «Баллада о солдатском сне», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», Б. Мокроусова «Хороши весной в саду цветочки», «Одинокая гармонь», «Возвращение». Из классического репертуара преобладали произведения Даргомыжского «Как пришел муж», «Лихорадушка», «Сват», «Песня Ольги».
Последнее упоминание о Галине Вишневской в составе Новгородской областной филармонии относится к 1 ноября 1951 года. Дальнейшая ее судьба известна всему миру...
Литература к статье:
1. Нестьева М.И. Вишневская Галина Павловна // Большая Российская энциклопедия. – Т. 5. – М.: БРЭ, 2006. – С. 417.
2. Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – Т. 5. – М.: Советская энциклопедия, 1971.
3. Вишневская Г.П. Галина: история жизни. – М.: Вагриус, 2006.
4. Савинова И. Как молода она была // Новгородские ведомости. – 1995. – 28 нояб.
5. Витоль М. Неизвестный факт официальной биографии певицы Галины Вишневской // Новгородские ведомости. – 1996. – 31 янв.
6. Коршунов В. Голос, покоривший мир // Царскосельская газета. – 2001. – 16 янв. (№ 5).
7. Потапова С. Боровичская ария // Новгородские ведомости. – 2004. – 11 дек. – С. 7: фот.