--------------------------------------------------------------------------
Автор статьи: Татьяна Карпова, администратор сайта ant53.ru
Крестецкая строчка – народный художественный промысел, уникальный вид русской сквозной вышивки. Крестецкая строчка признана культурным наследием России, является одним из символов ее народной культуры, наряду с гжельской керамикой и хохломской росписью.
Крестецкую строчку часто называют «вышивкой белой по белому» – это когда сетчатая льняная ткань заполняется фигурными узорами из тонкой белой нити. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из домотканого полотна выдергивали по счету продольные и поперечные нити, превращая его в прочную ажурную сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры. Крестецкой строчкой украшали постельное белье, скатерти, салфетки, полотенца, занавески, предметы одежды.
Строчевую вышивку «на ломаной игле» (вполовину обычной) издавна знали в новгородских селениях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского районов. Вышивкой в Новгородской губернии занимались целыми семьями – не были исключением мужчины и дети.
Необычный орнамент, не имеющий аналога в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком уезде Новгородской губернии в конце XVIII - начале XIX веков. Становление строчевого художественного промысла относят к 1860-м годам: именно тогда местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно – полевые цветы, пышные розы, лозы винограда, ветки шиповника. Особенное распространение получила строчка в селе Старое Рахино близ Крестец, которое считается родиной этого уникального старинного промысла – именно здесь «белая вышивка» получила промысловое значение. Проходящая через Старое Рахино столбовая Екатерининская дорога, оживленный почтовый тракт, открывала широкие возможности для торговли строчевыми изделиями. Недорогие и изящные, они пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах.
К концу XIX в. надомный строчевой промысел распространился за пределы Рахинской волости. В начале XX в. выделяются два центра строчевой вышивки – крестецкий (с. Старое Рахино) и валдайский (с. Зимогорье) и складываются местные особенности строчки, получившей название крестецкой. Чтобы удовлетворить взыскательный вкус горожан, крестецкие мастерицы освоили и западноевропейскую технику ажурной вышивки с геометрическим узором, т.н. «гипюр». Для создания геометрических орнаментов нити не выдергивались, а вырезались в полотне, образуя крупную сетку. Крестецкие вышивальщицы создали так называемые сновочные швы: через вырезанные в ткани квадраты протягивали множество нитей (сновок), которые затем переплетали, составляя прозрачные узоры: «рассыпной гипюр», «старинный гипюр», «мыльный пузырь», «вологодское стекло». Крестецкий гипюр, напоминавший изысканное кружево эпохи Ренессанса, пользовался невероятной популярностью среди модной столичной публики конца XIX в., был достаточно дорог и доступен немногим.
Большую поддержку строчевому промыслу оказали члены Новгородского общества любителей древности, земские деятели А.А. Булатов и А.П. Рыкачева. Под их руководством на основе традиционной технологии разрабатывались новые орнаменты, устраивались художественные выставки в Крестцах, Петербурге, за рубежом. Высокое качество и художественное достоинство изделий крестецкого промысла вызывало восторг у посетителей этих выставок, особенно когда мастера из Старого Рахино в присутствии зрителей демонстрировали выполнение строчевой вышивки, создавая на их глазах ажурные узоры.
В начале XX века Новгородское земство предприняло попытки объединить вышивальщиц в артели, создать мастерские и школы. Кустарный склад, организованный в 1905 г., раздавал сырье и закупал готовые изделия для последующей их продажи в столице и других городах России.
В 1907 г. в Старом Рахине было организовано потребительское общество «Артель», а в 1913 г. – Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество.
После революции, в 1929 году, в Крестцах создается кооперативное товарищество «Художественная строчка», объединившее кустарей для коллективного труда. Большую роль в его создании сыграл первый председатель правления Петр Иванович Архиреев, большой знаток и мастер строчевого промысла. Важным этапом в развитии промысла стала организация в 1930 г. межрайонного Крестецко-Валдайского строчевого промыслового союза, объединившего многочисленные артели. Тогда же были организованы мастерские и экспериментальная лаборатория, где велись разработки новых гипюрных орнаментов. Изделия крестецкого Строчпромсоюза – великолепные вышитые портьеры, постельное белье, скатерти, салфетки, дорожки – до войны шли на экспорт. Их с удовольствием покупали крупные зарубежные фирмы – английская «Спиро» и французская «Нерсес», что приносило немалый доход в государственный бюджет. В 1930-х гг. был разработан новый ассортимент для внутреннего рынка, в орнаментах вышивки появилась советская символика (серп и молот, дирижабли и самолеты и пр.). Даже в этой несвойственной манере крестецким мастерицам удавалось создавать настоящие шедевры – так, например, в знаменитой скатерти «Звезда» пятиконечная звезда была исполнена в технике «вологодских стекол».
К 1940-м годам в кооперативном товариществе «Художественная строчка» крестецкого Строчпромсоюза насчитывалось 5000 человек.
С началом Великой Отечественной войны строчевые мастерские были закрыты: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на работах для нужд обороны. Когда линия фронта подступила к Крестцам, руководитель товарищества Петр Иванович Архиреев вывез наиболее ценные образцы старинной крестецкой строчки за пределы области, а 286 изделий были переданы им лично на хранение в запасники Свердловской картинной галереи.
В 1942 году, несмотря на трудности военного времени, возобновили работу несколько артелей, начала работать орнаментальная мастерская, и к концу войны здесь уже трудилось 1500 человек. В 1947 г. по эскизу художницы Н. М. Жигуновой лучшие мастерицы промысла вышили занавес-панно «Орден Победы», где ажурное поле богато орнаментировали комбинациями различных швов традиционной крестецкой вышивки.
В 1956 году впервые начали выполнять «крестецкую строчку» на специально переоборудованных машинах – для увеличения объемов выпуска продукции и снижения ее себестоимости.
В 1959 году артель «Художественная сточка» была преобразована в фабрику «Крестецкая строчка» с цехами ручной и машинной вышивки, экспериментальной лабораторией, художники которой разрабатывали эскизы изделий в лучших традициях новгородской гипюрной вышивки. Первым директором фабрики стала Екатерина Федоровна Баланина, с именем которой связаны годы становления и успехов предприятия. Трудом и талантом лучших мастериц – А.О. Тихановой, Е.В. Пашенцевой, И.Х. Федоровой, З.В. Рубанской, К.В. Морозовой, В.П. Кулевой, А.В. Столбневой, З.П. Софроновой, Л.М. Морозовой и многих-многих других – старинный промысел не только был сохранен, но и получил развитие.
Произведения крестецких мастериц демонстрировались на многочисленных отечественных и зарубежных промышленных выставках в 47 странах мира, были отмечены большим количеством дипломов, призов и медалей (первая из которых была получена еще в 1911 году на международной выставке в Турине). На территории предприятия расположен собственный музей, где собраны уникальные экспонаты. Самый старинный датируется 1862-м годом.
«Крестецкая строчка» плодотворно сотрудничала с сетью отелей международного класса – «Шератон», «Марриотт Гранд отель», «Астория», «Береста Палас». В разное время изделия с крестецкими узорами создавались для лидеров Советского государства и коронованных особ – королевы Англии Елизаветы, королевы Нидерландов, испанского короля Хуана Карлоса и др.
«Крестецкая строчка» украшает коллекции Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея народного искусства. Богатейшей коллекцией крестецкой строчевой вышивки располагает Новгородский музей-заповедник, экспонирующий произведения промысла на своих выставках. Так, в 1976-1977 гг. в залах музея была развернута выставка «Творчество крестецких мастериц» с привлечением экспонатов музея фабрики «Крестецкая строчка». Большая выставка из собрания Новгородского музея, рассказывающая об истории и развитии промысла с его зарождения до наших дней, была открыта 6 июня 2002 г. в пяти залах здания Лихудова корпуса и экспонировалась более трех лет (до 26 сентября 2005 г.).
Фабрика «Крестецкая строчка» в советское время была украшением и гордостью промышленности Крестецкого района. К концу 90-х гг. фабрика, как и многие российские предприятия, переживала трудные времена. К 2014 году она оказалась на грани банкротства (если в 1980 гг. на предприятии трудилось около 700 человек, то, например, к 2013 году вместе с административным персоналом осталось всего 40 человек). Пройдя через различные формы собственности, предприятие сейчас является ООО «Крестецкая строчка». Сегодня на предприятии реализуется масштабный инвестиционный проект по возрождению традиционного промысла: обновляется оборудование, восстанавливаются утерянные техники вышивки, на фабрику возвращаются лучшие мастера и художники. Нынешние владельцы предприятия, специализирующемся на уникальном художественном промысле, поставили себе целью вернуть крестецкой вышивке ее былую широкую известность в России и за рубежом, как это было в советское время.
Ах, этих тонких кружев оторочка!.. И в песнях славится, и славится в стихах Нетленная краса крестецкой строчки, Без малого столетие назад Рожденной кустарями в одиночку. В свой светлый, радостный, чудесный труд, Вложив крылатую фантазию искусства, Неповторимые узоры кружевниц Исполнены изящно и искусно. В узорах этих много видим мы: Цветы, что в майской зелени мелькают, Узоры чудные красавицы зимы И звезды, что для нас в ночи мерцают, И колоски, что к осени созрели, И соловьев чарующие трели… И, кажется, из ниточки простой, Как в сказке, оживает вся природа. Так пусть же развивается в веках Старинный промысел, но вечно молодой. Пусть также греет, радует сердца Своею нежной и волшебной красотой. |
Эти стихи написала в 1980 году Вера Петровна Кулева, мастер-художник высшего класса фабрики «Крестецкая строчка».
Литература к статье:
• Крестецкая вышивка // Большая Советская энциклопедия. – 3-е изд. – Т. 13. – М., 1973. – С. 393.
• Художественные промыслы РСФСР: справочник. – Л.: Легкая индустрия, 1973. – С. 13-14.
• Гутина А. Крестецкая строчка // Новгородская правда. – 1977. – 12 авг.
• «Крестецкой строчке» – полвека // Новгородская правда. – 1979. – 9 июня.
• Гутина А. Мастера волшебного узора. – Л.: Лениздат, 1979. – 76 с.: ил.
• Билык Т. Гордость русская: [музей ф-ки «Крестецкая строчка»] // Ленинское знамя [Крестцы]. – 1982. – 13 февр.
• Минутин К.В. Гордость русская // Минутин К.В. Крестцы. – Л.: Лениздат, 1983. – С. 77-82.
• Бутылина С.И. Из истории образования крестецкого строчевого промысла (конец XIX - начало XX вв.) // Новгородский край: материалы научной конференции. – Л., 1984. – С. 256-260.
• Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Знание, 1984. – С. 55-57.
• Бутылина С.И. Центр новгородского художественного промысла «Крестецкая строчка» // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Новгородская область / составители М.А. Полякова, К.В. Усачев. – М.: НИИК, 1986. – С. 77-78.
• Гостомыслов А. Крестецкая строчка // Глобус-1986: географическое научно-художественное обозрение. – Л., 1986. – С. 90-95.
• Рождественская Л. Узоров белоснежных волшебство // Рождественская Л. Новгородский сувенир. – Л.: Лениздат, 1988. – С. 5-28.
• Филимонов И.А. Крестецкая строчка // Чело. – 2007. – № 3.
• Только бы была жива строка // Кремлевский: журнал. – 2008. – ноябрь. – С. 30-33.
• Васильева А.А. Строчный промысел Крестецкого уезда Новгородской губернии // Чело. – 2009. – № 2-3. – С. 69-72: ил.