Климашин Виктор Семенович

1912 – 1960

дата публикации: 2017-10-16последнее обновление: 2017-11-16

Советский график, мастер журнальной иллюстрации, плаката, станковой акварели и рисунка.

В годы Великой Отечественной войны – офицер-артиллерист, старший лейтенант и военный художник Главного политуправления Красной Армии, а затем Студии им. Грекова.

Он был одним тех, кто запечатлел разрушенный Новгород в январе 1944 года – акварели «Разрушенный фашистами Софийский собор», «Понтонный мост на Волхове», «Мост через Волхов. 1944 г.», «В Софийском соборе после освобождения Новгорода», «Переправа через Волхов». 

На фронт Виктор Климашин пришел уже сложившимся художником. Уроженец Саратовской губернии, выпускник 1931 г. Саратовского художественно-промышленного техникума, до войны он успешно работал в области политического и рекламного плаката (широко известен его киноплакат к любимейшему довоенному фильму «Горячие денечки»), иллюстрировал и оформлял книги для издательства «Молодая гвардия» и Партиздата, был начальником художественного отдела газеты «Красный воин», рисовал для журналов «Смена», «Вокруг света» и «Огонек», где в 1940-х гг. стал главным художником.

Находясь на фронтах в частях Красной Армии, военный художник Виктор Климашин создал серию из сотен фронтовых зарисовок, огромный цикл акварельных работ под названием «По дорогам войны». В этих работах – бои на Смоленщине, белорусские партизаны, освобожденный Бухарест и, наконец, поверженный Берлин. В. Климашин был великолепным рисовальщиком – достаточно взглянуть на его портреты медсестры Матрены Наздрачевой, одной из 4-х в стране полных кавалеров ордена Славы, или героя боев за Берлин Трайдукова. Фотографическая (в лучшем смысле этого слова) точность его карандаша, безукоризненная опрятность стиля проявились еще в студенческие годы – его сотоварищи по саратовскому училищу, народные художники СССР Е. Кибальников и Н. Жуков вспоминали, как поразительно быстро, без поправок работал молодой В. Климашин.

Художник прославился и как автор большого количества пронзительной силы плакатов, вошедших в золотой фонд военного плаката периода Великой Отечественной. Среди них всенародно известные «Отстоим Москву!» (1941 г., совместно с Н. Жуковым) и «Слава воину победителю!» (1945).

За участие в Великой Отечественной войне художник В.С. Климашин награжден медалью «За оборону Москвы» и боевым орденом Красной Звезды. В наградном листе на орден (составленном, может быть, не совсем грамотно, но от души!), подписанном командиром 35-й гвардейской стрелковой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии, Героем Советского Союза генерал-майором Масловым, отмечалось: «Всегда находился в боевых подразделениях дивизии по сбору и оформлению боевых операций для истории и дивизии, а также принимал активное участие в форсировании р. Одер, прорыва сильно укрепленной обороны противника на р. Одер и при овладении столицы Германии гор. Берлин. За время пребывания в дивизии проделал большую работу в художественном оформлении боевых действий дивизии, что надолго останется в дивизии ее боевой путь, а также послужит большим символом по воспитанию личного состава».

После Победы Виктор Климашин вернулся в Москву, где ему предложили должность художественного редактора журнала «Огонек». Среди творческих удач художника в журнале – знаменитые «огоньковские» обложки, иллюстрации к журнальным публикациям повестей К.Г. Паустовского и С. Антонова, циклы индийских, корейских и китайских акварелей. Привезенные из творческих командировок в эти дружественные страны, выполненные с удивительным мастерством и изяществом, акварели эти составили целую галерею ярких портретов жителей и виртуозно написанных пейзажей. Для читателей «Огонька», которыми была вся страна, В. Климашин стал первооткрывателем этих древних стран в их новой жизни.

В 1950-е гг. художник занимается станковой графикой, работает над макетами почтовых марок и открыток. Еще одна сторона его творчества в эти годы – оформление советских павильонов на Международных промышленных выставках – в Бомбее, Пекине (автор архитектурного проекта и главный художник).

Виктору Семеновичу Климашину судьба отпустила менее 50 лет…

Его работы находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в исторических и военных музеях страны, в российских и зарубежных частных коллекциях, украшают собрания провинциальных музеев, в частности, музей подмосковного Красноармейска.

Те, кто имеет привычку хранить семейные архивы, старые письма – тоже знают художника Климашина. По узнаваемым советским открыткам – из времен, когда мы еще поздравляли друг друга с праздниками 1 мая и 7 ноября…

 

Литература к справке:

1. Наши знатные земляки: [В. С. Климашин] // Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. – Саратов, 1979. – С. 309-310.
2. Кибальников Е. Виктор Климашин // Огонек. – 1982. - № 40. – С. 9.
3. Климашин Виктор Семенович, 1912-1960 гг. // Мишин Г. Деятели культуры в Саратовской губернии. – Саратов, 2001. – С. 71-72.
4. Калашников М. Все краски нашего мира // Правда. – 2004. – 2 июня (№ 59).
5. Климашин Виктор Семенович // Художники Саратова и Саратовской губернии : биобиблиографический указатель / авторы-составители И.А. Жукова, Ю.С. Рогожникова, О.Н. Червякова. – Саратов,2010. – С. 254-256.
6. Русская живопись и графика XIX-XX веков: каталог аукциона № 21, 3 октября 2013 г. / АД «Кабинет». – М., 2013. – С. 86.
7. Живопись и графика XIX-XX вв.: каталог аукциона № 6, 13 апреля 2014 г. / составители И. Сабурова, А. Хазанов; АД «Три века». – М.: ИД Руденцовых, 2014. – С. 54.

Приложения к материалу

  • Источник изображения: Кибальников Е. Виктор Климашин // Огонек. – 1982. - № 40. – С. 9.

    Климашин В.С.
  • В. Климашин. Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Бумага, смешанная техника. Источник изображения: Живопись и графика XIX-XX вв.: каталог аукциона № 6, 13 апреля 2014 г. / составители И. Сабурова, А. Хазанов; АД «Три века». – М.: ИД Руденцовых, 2014. – С. 54.

    В. Климашин. Памятник «Тысячелетие России»