Шебуев Василий Козьмич

2 (13) апреля 1777 – 16 (28) июня 1855

дата публикации: 2018-03-15последнее обновление: 2018-03-16

Русский живописец, один из значительных мастеров русского позднего классицизма

Профессор живописи, академик, ректор Императорской Академии художеств. Выдающийся педагог, учениками которого были К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Бруни и др.

Действительный статский советник

 

Произведения В.К. Шебуева, написанные в основном на исторические и религиозные темы, отличает мастерство строгого академического рисунка, великолепное композиционное решение многофигурных сцен, интерес к национальной истории, в том числе, новгородской.

Самая известная его историческая картина – «Подвиг купца Иголкина» («Подвиг новгородского купца Иголкина во время Северной войны со шведами», 1839), написанная на хрестоматийный историко-патриотический сюжет из петровского времени, ставший популярным в первой половине XIX в.

История новгородского купца Иголкина, оказавшегося в начале Северной войны в плену у шведов, почему-то давно волновала Шебуева. Одной из любимых книг в его личной библиотеке была небольшая книжка с описанием замечательных подвигов русских людей, где после рассказа о купце Иголкине автор обращается к читателю со словами: «неужели не будет создан памятник этому седовласому герою?». Нет сомнения, что эти строки вдохновили художника на эскиз, по которому впоследствии создалась картина, кстати, никем не заказанная. Первый эскиз относится к 1811 году, окончательный вариант был завершен в 1839 г. В композиции картины В.К. Шебуев использовал типичный для себя вариант размещения персонажей как бы на сценической площадке с открытой боковой стороной, стремился в деталях передать достоверность обстановки и колорит того времени, чего не делали его предшественники (так, например, шведы одеты в исторически верные мундиры). Один из зрителей, видевший в 1838 г. в мастерской Шебуева неоконченное полотно, писал: «Картина только набросана, еще не подмалевана, хотя и тут нельзя не увлечься обдуманностью, силой и верностью сочинения». Окончательный вариант картины получился значительно экспрессивнее, чем это позволяли законы академической композиции. Некоторые посчитали, даже слишком. Так, знаменитый А.И. Иванов писал: «В композиции примечается нечто не довольно обдуманное. Иголкин, убив шведа, сидит очень покойно, у ног его валяется тело убитого, вбегают другие и с таким жаром, что, кажется, пробегут мимо того, кого им надобно, между тем Иголкин сознается, что он убил...». Тем не менее Совет Академии художеств постановил приобрести произведение, найдя его исполненным «весьма важных достоинств». Картина экспонировалась на выставке в Академии художеств 1839 года. В 1840-х гг. она была гравирована А. Моисеевым и П.Ф. Борелем, литографирована Е. Житневым. Ныне находится в собрании Государственного Русского музея.

 

Литература к справке:

1. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. – М.: Просвещение, 1970. – С. 159.
2. Круглова В. Василий Кузьмич Шебуев. 1777 - 1855. – Л.: Искусство, 1982. – 152 с.: ил.
3. Рамазанов Н.А. Шебуев Василий Козьмич // Рамазанов Н.А. Материалы по истории художеств в России: статьи и воспоминания / Библиотека Российской Академии наук. – СПб, 2014. – С. 277-293.

Приложения к материалу

  • Шебуев В. Подвиг купца Иголкина. Источник изображения: Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. – М.: Просвещение, 1970. – С. 159.

    Подвиг купца Иголкина