календарь подпроекты новости
Страны
Фильтр О ПРОЕКТЕ Участники СТАТИСТИКА

Митрополит Сергий Японский

3 июня 1871 – 10 августа 1945

дата публикации: 2018-01-16последнее обновление: 2018-04-13

В миру Георгий Алексеевич Тихомиров

Епископ Русской православной церкви, духовный писатель и церковный историк

Митрополит Токийский и Японский, сподвижник архиепископа Николая Японского и его преемник на посту начальника духовной миссии в Японии

Уроженец с. Гузи Новгородского уезда Новгородской губ. 
(ныне д. Гузи Новгородского района Новгородской области)

ЯПОНСКИЙ КРЕСТ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ

----------------------------------

 

Будущий владыка родился в семье протоиерея, священника церкви Покрова Богородицы в с. Гузи близ Новгорода.

Окончил Новгородскую духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 г. пострижен в монашество с именем Сергий (в честь Радонежского подвижника) и рукоположен во иеромонаха. После окончания духовной академии (1896 г.) возглавлял высшие духовные учебные заведения: был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии (1899, в сане архимандрита) и Санкт-Петербургской духовной академии (1905, со степенью магистра богословия).

6 ноября 1905 г. Сергий был избран епископом Ямбургским, викарием Санкт-Петербургской епархии. К тому времени владыка Сергий уже был известен как талантливый проповедник и богослов, духовный писатель и церковный историк.

Однако уроженцу тихой, задумчивой Новгородчины была уготована необыкновенная судьба в виде миссионерского служения в далекой, экзотической Японии.

В 1908 г. освободился пост помощника начальника Российской Духовной Миссии в Японии, святителя Николая (Касаткина), чей почти 50-летний труд на ниве Православного просвещения был высоко оценен и японским государством, и простыми его гражданами. Прослышав о желании о. Николая иметь возле себя достойного помощника и преемника, епископ Сергий загорелся возможностью испытать себя на новом, неизведанном поприще. Он стал добиваться назначения в Токио, и Святейший Синод одобрил его «усердные» прошения.

21 марта 1908 г. Сергий (Тихомиров) был назначен епископом Киотским, викарием Токийской кафедры, и прибыл в Токио в июне 1908 г. Приезд образованного, обладающего высокой духовной культурой и привлекательными личными качествами нового помощника архиепископ Николай назвал «нечаянной радостью». Он увидел в Сергии преемника, в чьи верные, молодые руки можно спокойно передать святое дело укрепления Православия в буддистской Японии и дела духовной миссии.

Владея греческим, латинским, древнееврейским, английским, французским и немецким, Сергий быстро освоил японский во время ознакомительных поездок по Японии. Эти поездки нового епископа Киотского были не только ознакомительными. Так, во время посещений Южного Сахалина, отошедшего к Японии после Русско-Японской войны 1904-1905 гг., владыка Сергий сделал все возможное, чтобы возвратить конфискованные православные храмы местным верующим.

В 1910 году, будучи в России по делам Русской духовной миссии, епископ Сергий посетил родной Новгород, где гостил три недели. Приезд Преосвященного Сергия был широко представлен на страницах «Новгородских Епархиальных ведомостей». Он остановился у своего брата Виктора Алексеевича, помощника смотрителя духовной семинарии. Пребывание в Новгороде Сергий начал с посещения альма-матер – духовной семинарии, где после молебна в Антониевом монастыре отслужил панихиду по почившим учителям и воспитанникам. Собравшихся в храме поразило, что во время поминальной молитвы Сергий ни разу ни заглянул в записки – и все поняли, что человек этот свято хранит благодарную память о своих наставниках и соучениках, помнит о них в далекой Японии. Повидаться с долгожданным гостем приехали в Новгород брат, старорусский священник Александр Тихомиров, и сестра Олимпиада из Тихвина. На несколько дней Сергий съездил в Гузи, к своему престарелому отцу, помолился в родной Покровской церкви, отслужил панихиду по покойной матери в кладбищенской церкви, построенной им на личные средства при участии купца Прокопия Прохорова.

Он уезжал отдохнувший, просветленный от радостных свиданий с родными местами, близкими людьми...

После кончины в 1912 г. архиепископа Николая Японского епископ Сергий принял на себя руководство Миссией, став епископом Токийским и Японским.

Революция 1917 г. в России стала для молодой Японской православной церкви тяжелейшим духовным и материальным испытанием: она лишилась финансовой поддержки России, утратила ее пример и ориентиры как Православной державы. Епископ Сергий неоднократно предпринимал поездки по Дальнему Востоку для сбора среди Белого движения средств на поддержание Миссии. Он остался одним из немногих зарубежных русских иерархов, верных Московской Патриархии, но при этом всемерно стремился удержать Церковь от какого-либо вмешательства в сложную политику тех лет.

1 мая 1921 г. епископ Токийский и Японский Сергий был возведен в сан архиепископа. Тогда же в ведение владыки Сергия перешла Русская Духовная Миссия в Корее.

Разрушительное землетрясение 1923 года (Великое землетрясение Канто), уничтожившее три четверти столицы Японии и унесшее жизни сотни тысяч людей, нанесло огромный урон и Русской духовной миссии. Страшнейший пожар, начавшийся через короткое время после первых толчков, довершил ужас. Был сильно поврежден кафедральный Воскресенский собор, сгорели дотла семинария, женское училище, деревянные дома служащих, третий этаж библиотеки с 11 тыс. томов и архив.

Сохранились подробные воспоминания владыки Сергия о страшных событиях той осени: «Поистине, огонь произвел такое «полное изъятие церковных ценностей», перед которым бледнеют пресловутые «изъятия» в России… Постоял… Поплакал… Но: «Господь дал. Господь и взял. Господь же даст и вторично». В этот скорбный час архиепископ Сергий дает себе слово: «Вперед – свои силы и труды, пока хранит меня Бог».

Владыка Сергий в поисках помощи с неутомимой энергией объездил всех православных токийцев, всю Японию и ближнее зарубежье. Средства давали даже буддисты. В результате его трудов Токийский Воскресенский собор был восстановлен уже в 1929 году. «Поистине свершилось чудо, – писал Сергий. – Небогатая, малочисленная Церковь, пораженная, казалось бы, в самое сердце 1 сентября 1923 года, проявила столько жертвенности, что невозможное стало действительностью. Мы снова имеем собор великолепнее погибшего».

2 апреля 1931 г. за заслуги перед Церковью архиепископ Сергий Тихомиров был возведен в сан митрополита.

Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению антимосковских настроений, и под давлением японских властей иностранцы стали вытесняться с главенствующих постов всех религиозных организаций. 4 сентября 1940 г. митрополит Сергий вынужден был уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава (он пользовался доверием военных и правительственных кругов Японии). Поселился владыка в пригороде Токио, в скромной квартире, где продолжал совершать службы для горстки верующих – русских и японцев. Об собирался вернуться на родину, в Россию: в 1944 г. уже было оформлено советское гражданство. Но не успел…

В мае 1945 г. митрополит Сергий был арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР. И хотя через 40 дней был освобожден, этот арест окончательно подорвал здоровье владыки.

Митрополит Токийский и Японский Сергий скончался 10 августа 1945 года. Отпевание состоялось в Токийском Воскресенском соборе – единственном уцелевшем здании в разбомбленном квартале. Похоронили митрополита Сергия на кладбище Янака в Токио – рядом с Апостолом Японии, святителем Николаем Японским (Касаткиным) – его великим предшественником и наставником.

 

Литература к статье:

1. Гузанов В.Г. Всех поименно назвать: русский некрополь в Японии // Проблемы Дальнего Востока. – 1990. – № 3. – С. 100-109.
2. Наганава М. Жизнь и деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии // Православие на Дальнем Востоке. – Вып. 2. – СПб., 1996. – С. 99-106.
3. Савинова И. Жизнь в Православии // Чело. – 1998. – № 2. – С. 86-90.
4. Поздняев Д., священник. Митрополит Токийский Сергий (1871-1945) и Православная Церковь в Японии в годы II мировой войны // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал. – 1999. – № 1 (8). – С. 159-163.
5. Моргун З.Ф. Русские имена на кладбищах Японии // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском Регионе: сотрудничество на рубеже веков: материалы 1-й международной научно-практической конференции. – Кн. 2. – Владивосток: ДВГУ, 1999. – С. 49-54.
6. Суханова Н.А. Цветущая ветка сакуры: история Православной Церкви в Японии. – М., 2003. – 96 с.
7. Сергий, митрополит Японский (Тихомиров Сергий) // Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / составитель священник Сергий Широков. – М.: Белый Город, 2004. – С. 98.
8. Саблина Э. 150 лет Православия в Японии: история Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
9. Сила-Новицкая Т. «Ложечка соли»: Японская Православная Церковь в 1912-1945 годах // Православие и современность. – 2007. - № 5.
10. Логачев К. Святитель Николай Японский: христианин в стране самураев // Герои. – 2015. – С. 70-73. – Спецвыпуск православного журнала «Фома».

Приложения к материалу