«Гул затих. Я вышел на подмостки…»
Театральный Ленинград рукоплескал ему более полувека. Бруно Артурович Фрейндлих в 1941-45 гг. работал в Ленинградском ТЮЗе, в 1946-48 гг. в Большом драматическом театре, а с 1948-го и до конца жизни он выходил на сцену Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина – прославленной Александринки.
Импозантный, изысканный, интеллигентный, с ярко выраженной харизмой, всегда державшийся прямо и уверенно, Бруно Фрейндлих ошеломлял неподражаемым даром перевоплощения. За 70 лет служения в театре и 40-летнюю кинематографическую карьеру им было сыграно огромное количество переходящих в высочайшее качество самых разноплановых ролей.
Он одинаково блистательно играл Гамлета и Хлестакова, комсомольца Павку Корчагина и обольстителя Паратова в «Бесприданнице», жалкого обитателя ночлежки Барона («На дне») и крупных военачальников разных эпох, среди которых и фашистский адмирал Канарис, и «наши», красные и белые – барон Врангель, адмирал Колчак и даже маршал Шапошников.
Бруно Фрейндлих был убедителен, интересен и в классическом театральном репертуаре, и в героико-приключенческих кинолентах, и в историко-биографических фильмах – так, за блестящее исполнение роли изобретателя радио маркиза Гульельмо Маркони в фильме «Александр Попов» он в 1951 г. был удостоен Сталинской премии.
Без преувеличения, одной из самых запомнившихся и любимых народом киноролей Бруно Фрейндлиха до сих пор остается образ композитора Рощина в фильме «Разные судьбы». Этот фильм о молодых ленинградцах на фоне чудных, ностальгических видов северной столицы 1950-х годов до сих часто демонстрируется на телеэкранах. Он до сих пор трогает зрителя, так и не разгадавшего секрет нестареющей притягательности этой истории о любви и дружбе, вечных ценностях, сыгранной хорошими актерами. Превосходный в любом возрасте, Бруно Фрейндлих украсил компанию молодых актеров и фильм своей тонкой игрой: в увлечении пожилого композитора Рощина красивой и взбалмошной чужой юной женой зритель не увидит ни капли пошлости. Лишь грусть позднего чувства, без общих воспоминаний и родства душ, о чем и поется в изумительном романсе о разных судьбах – главной теме фильма: «Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная, в те года мои далекие, в те года вешние?..» Романс Рощина, мгновенно ставший популярным и живущий до сих пор…
Сам же актер своей подлинной удачей всегда считал образ Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он нашел себя. Они совпадали, они были близки по духу – русский европеец Тургенев и коренной петербуржец Фрейндлих, этнический немец, потомок мастера-стеклодува, когда-то приглашенного в Россию Петром Первым. Он играл Тургенева и в театре, и в кино – в фильмах «Чайковский», «Иван Павлов. Поиски истины». На театре это был спектакль «Элегия», созданный по мотивам переписки великого русского писателя с актрисой Александринского театра М.Г. Савиной. Бруно Артурович играл его в паре с В. Паниной. И даже когда он уже болел и не мог регулярно играть в спектаклях, специально для него время от времени назначали «Элегию», и они играли этот спектакль в течение 23-х лет.
Бруно Фрейндлих прожил очень долгую, насыщенную жизнь. Народный артист СССР, лауреат Государственной (Сталинской) премии, он был награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени. А за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру ему вручили специальную театральную премию «Золотой софит». Написал книгу воспоминаний «65 лет на сцене», по которой к 90-летию артиста была сделана радиозапись – фрагменты книги читал сам автор. Очень гордился успехами своей дочери Алисы, успел увидеть ее в роли театральной примы, на которую специально идут зрители.
Бруно Артурович Фрейндлих ушел из жизни в июле 2002-го. Ушел из нее патриархом Александринского театра, последним великим «александринцем»...
-------------------------------------------
Петербуржцу до кончиков пальцев, Бруно Фрейндлиху на своем веку случилось работать и на провинциальной сцене. Причастностью к этой замечательной актерской биографии гордятся:
- Ташкент, куда он вместе с театром уехал прямо перед началом войны, и который просто спас его от начавшейся в это время в Ленинграде депортации русских немцев;
- уральский город Березники (Пермский край), удостоивший его званием Почетного гражданина. Здесь, в эвакуации, два с половиной года (с 1942 по 1944-й) Б. Фрейндлих в составе труппы Ленинградского ТЮЗа работал на сцене Березниковского драматического театра;
- а также наш Великий Новгород и новгородский же город Боровичи.
В Боровичах Б. Фрейндлих появился в 1940-м году, когда здесь начал работать постоянно действующий профессиональный театр Ленинградского обкома комсомола. В январе 1941-го Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Фрейндлиху было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР как «артисту Боровичского(!) государственного театра».
А еще раньше, на заре своей актерской юности, Бруно Фрейндлиху некоторое время довелось поработать в новгородском театре, который назывался тогда Театр Октябрьской Революции (ТОР). В Новгороде об этом никогда не забывали, и в 1994 году, по случаю 85-летия выдающегося артиста, Новгородский театр отправил в его адрес поздравительную телеграмму:
Вся новгородская культура
Пьет здравье Бруно ибн Артура,
Что новгородским был актером,
Когда театр наш звался ТОРом.
Ему златых желаем гор,
Любви и счастья!
Бывший ТОР.
Использованы материалы:
1. Николаева Л. Оперетта – любовь моя // Красная искра. – 2005. – 22 дек. (№ 51).
2. Пшанский А. Мельпомена в кадре // Весь Новгород. – 2008. – № 3 (апр.). – С. 16.