календарь подпроекты
Страны
Фильтр О ПРОЕКТЕ Участники СТАТИСТИКА

Дементьев Петр Алексеевич

1 (13) мая 1850 – 21 января 1919

дата публикации: 2018-09-03последнее обновление: 2018-09-06

Русский дворянин (тверской и новгородский), гвардейский офицер, предприниматель, журналист и писатель

Земский деятель, председатель земской управы и предводитель дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии

Уроженец Тверской губернии (по др. сведениям – Белозерского у. Новгородской). Новгородский помещик (имение в Бежецком у. Новгородской губ.)

Основатель г. Санкт-Петербург (Saint Petersburg, штат Флорида, США)
Известен в США как Питер Деменс

«Здесь будет город заложен…»
- - - - - - - - - - - - - - - -

Не может быть, чтобы предпринимателю Питеру Деменсу, стоявшему в один из июньских дней 1888-го года у теплых вод Мексиканского залива, не припомнились эти знаменитые пушкинские строки. Еще не так давно Питер Деменс звался Петром Алексеевичем Дементьевым: он был полным тезкой первого русского императора, а для города, который он задумал основать здесь, в американской Флориде, на берегах бухты Тампа, уже было заготовлено, вымечтано название – Санкт-Петербург. В честь российской столицы…

Судьба Петра Алексеевича Дементьева могла бы послужить сюжетом увлекательнейшего авантюрного романа или приключенческого фильма.

Российский потомственный дворянин, офицер Императорской гвардии, новгородский и тверской помещик-экспериментатор, председатель земской управы и предводитель дворянства глухого Весьегонского уезда Тверской губернии, оппозиционер и политэмигрант, фермер и промышленник-предприниматель, мэр американского городка и его судья, деятель республиканской партии США, свободолюбивый издатель и публицист, активный путешественник и даровитый писатель – все это Петр Дементьев, известный в Америке как Питер Деменс.

Есть разные версии того, что побудило зажиточного помещика Дементьева бросить все дела и уехать в Соединенные Штаты.

По одной – это были обвинения в симпатии к народовольцам, очень серьезные в условиях ожесточившейся после убийства Александра II политики по отношению к оппозиционерам. По другой версии, более прозаической и от этого более правдоподобной, отъезд в Америку был вызван сложным материальном положением и большими неприятностями из-за финансовой авантюры, в которую Дементьев оказался втянутым по причине своей азартной и рисковой натуры.

Так или иначе, Петр Алексеевич, с женой и 4-мя детьми, сел на трансатлантический пароход и летом 1881-го вступил на американскую землю – без английского, с тремя тысячами долларов на обзаведение и с надеждой на удачу в душе.

Вместе с семьей Петр Дементьев обосновался во Флориде – она в ту пору только заселялась, и земля в заболоченной и кишащей аллигаторами местности стоила дешево. Дементьев купил лесопилку и апельсиновую рощу в самом крупном на то время поселке – Лонгвуде, где вознамерился стать фермером и выращивать цитрусовые на продажу. Ему исполнился 31 год, и все это ему нравилось: нравился риск, роль первопроходца, возможность проявить себя, испытать характер. Он ощущал себя одновременно и пионером Запада из романов Ф. Купера, и Ермаком, своим любимым историческим персонажем, с горсткой казаков завоевавшим огромную территорию Сибири.

Первый свой год жизни во Флориде, где белых переселенцев было всего 800 человек, Дементьев описывал так: «Только безнадежность поставила меня на ноги: надо было отгонять волков от дверей пылающими факелами и думать о куске хлеба для семейства». 

Но вскоре судьба заурядного фермера со скромными масштабами наскучила ему – кипучий, неуемный и предприимчивый, Петр Алексеевич переключился на деревообработку: выкупил всю лесопилку, затем построил деревообрабатывающий завод. Через три года после приезда Дементьева, не без его активного участия Лонгвуд превратился в город и Питер Деменс, как его стали здесь называть, был избран его первым мэром. 

Русский мэр держал в руках крупные подряды на городское строительство, поставлял древесину для шпал строившейся здесь железной дороги. Однажды железнодорожная компания не смогла рассчитаться за шпалы, и незавершенное строительство перешло к русскому американцу Питеру Деменсу.

Так в свои 35 лет Питер Деменс стал владельцем железной дороги с пышным названием Orange Belt Railroad – «Железная дорога Апельсинового Пояса». Вскоре Деменс задумал грандиозное предприятие – продлить железную дорогу до побережья Мексиканского залива; протяженностью в 150 миль, она должна была пересечь Флориду с востока на запад.

По ходу строительства дороги возникали новые поселения, одно из них было названо Деменсом Одессой. 8 июня 1888 года первый поезд достиг берега полуострова Пинеллас в бухте Тампа в Мексиканском заливе. Бизнесмен Деменс умел договариваться – и Джон Вильямс, владевший огромным участком земли на полуострове, предоставил компании 500 акров (200 гектаров) под строительство города. Компания Деменса же обязалась завершить здесь строительство дороги и построить верфь.

Этому месту надо было дать название. Уроженец Детройта Вильямс и Питер Деменс бросили жребий в виде монетки – каждый из них хотел назвать будущий город именем родных мест. Удача улыбнулась Деменсу, и город получил название Санкт-Петербург – в честь российской столицы. Чтобы не обижать Вильямса, «Дейтройтом» назвали первый в городе отель. Заветная мечта Питера Деменса - Петра Алексеевича Дементьева сбылась: при переезде в Америку он обещал жене, что их дети будут учиться в Санкт-Петербурге!

Улыбнувшись в одном, удача тут же изменила Деменсу в другом: с окончанием работ резко ухудшились как его финансовое положение, так и здоровье, подорванное напряженной работой и жарким, влажным климатом Флориды. Врачи настоятельно советовали ему сменить климат. Распродав свои акции в компании и недвижимость, Деменс с семьей уезжает сначала в Северную Каролину, а затем – в Калифорнию, избрав местом жительства Лос-Анжелес.

Воздух здешних мест оказался целебным для Питера Деменса: он совершенно поправился и вновь, с удвоенной энергией, ринулся в бизнес. В самое короткое время ему удалось восстановить и свои финансовые дела: немалый доход приносили приобретенная им механическая прачечная с первыми паровыми машинами, доля в концерне по продаже сельскохозяйственной продукции, акции двух местных банков и железной дороги штата. Он даже стал даже совладельцем предприятия по производству мыльного порошка для бритья, а через какое-то время вновь занялся лесопилками, и завладел ими всеми от Канады до Мексики.

Дважды, в 1896 и 1907 годах, Петр Дементьев приезжал в Россию.

Он много сделал распространения знаний о России в Америке и знаний об Америке в России, для сближения двух культур и поддержки симпатий, теплых чувств двух великих народов друг к другу. Особенно это проявилось в литературной и журналистской его деятельности, которой он занялся в 1890-е гг. Он перевел на английский язык почти всего любимого им Лермонтова, под псевдонимом П. Тверской много писал в русские журналы и местную «Лос-Анджелес Таймс» – очерки, статьи, эссе, памфлеты. Был постоянным автором журнала «Вестник Европы» – на его страницах были опубликованы самые известные очерки Дементьева «Десять лет в Америке» и «Моя жизнь в Америке». Он переписывался с самыми разными людьми: Львом Толстым и Владимиром Короленко, революционером-народником Петром Лавровым и реакционером-консерватором, членом правительства Константином Победоносцевым. В 1895 г. он издал в России свой труд «Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов». Вступив на политическое поприще, Дементьев-Деменс в 1897 году, на свои средства начинает издавать журнал «Современник»: в трех вышедших в Лондоне номерах он публикует свои обращения «К русским недовольным», «К русскому царю», «К русским либералам».

Петр Алексеевич внимательно и сочувственно следил за событиями на родине, с восторгом принял Февральскую революцию, однако в Октябрьской сразу же распознал крушение всех надежд либеральной интеллигенции, к которой относил и себя.

Дальнейшие события кровавой гражданской войны в России, прокатившийся по стране красный террор, унесший жизни многих его знакомых по прошлой российской жизни, личные утраты (смерть от туберкулеза двух старших дочерей) окончательно подорвали здоровье в прошлом очень крепкого человека.

21 января 1919 года Питер Деменс – Петр Алексеевич Дементьев скончался в своем доме на ранчо Альта-Лома близ Лос-Анджелеса. Следом за ним, в 1921-м, ушла и жена – верная его Раиса Семеновна, на которой он женился еще 20-летним офицером, и ради которой оставил военную службу, не устояв перед народницей из Таврической губернии, красавицей и умницей.

А город Санкт-Петербург во Флориде, в графстве Пинеллас, продолжал расти и развиваться. Из всех американских Санкт-Петербургов (а их порядка 15-ти) флоридский – самый известный, самый красивый и самый большой. Со временем он превратился в фешенебельный курорт с широкими проспектами, нарядными набережными и дворцами, со своим университетом и Музеем Сальвадора Дали – самым значительным за пределами Европы собранием полотен великого испанца. В 2002 г. город стал побратимом своего знаменитого российского тезки – нашего Санкт-Петербурга.

Отдельно стоит сказать, что честь считаться единоличным основателем города генерал Вильямс рьяно оспаривал всю свою жизнь, явно задвигая Дементьева на второй план. Потому и в американских, и советско-российский энциклопедиях достаточно долго осторожно значилось: «Город основан Джоном С. Уильямсом из Детройта, который купил землю в 1876 г., и Питером Деменсом (Петром Дементьевым), который построил железнодорожную станцию в 1888 г.».

Однако в 1970-х справедливость восторжествовала: благодаря усилиям «борцов за истину», русских и американцев, Петр Дементьев был официально, окончательно признан отцом-основателем флоридского Санкт-Петербурга. На месте, с которого стал строиться город, вблизи залива, американские петербуржцы разбили прекрасный парк его имени – Деменс Лэндинг. В 1979 году здесь был установлен и скромный памятник с надписью: «In honor of Peter Demens (Dementieff), the founder of St.Petersburg in 1888 (В честь Петра Деменса (Дементьева), основавшего в 1888 году город Санкт-Петербург).

Американцы зовут его Сент-Питерсберг, здешние русские предпочитают привычное наименование. А еще его называют Солнечным городом – хорошая погода стоит здесь практически все 365 дней в году, что зафиксировано даже Книгой рекордов Гинесса. По этой причине флоридский Санкт-Петербург очень популярен у туристов из холодных, северных штатов, прилетающих, приплывающих, приезжающих сюда на автомобилях и конечно, по железной дороге, построенной когда-то Петром Дементьевым...

_________________________________

За подробностями этой головокружительной, увлекательной истории новгородцам важно не пропустить новгородские ее крупички. Не забыть, что основатель заокеанского Санкт-Петербурга происходил из дворян Новгородской и Тверской губерний, где его родители владели огромными землями и поместьями. А любуясь видами флоридского города и его главным украшением – храмом сввм. Андрея Стратилата, ощутить вдруг неожиданное родство: вспомнить стоящую в новгородском Кремле маленькую, одноглавую церковку Андрея Стратилата, единственную из известных и сохранившихся от XV века придельных церквей, одну из самых древних в России, возведенных во имя христианского святого воина-мученика…

 

Использованы материалы:

1. Антонов Б. Петр Алексеевич – основатель Санкт-Петербурга // Нева. – 1995. – № 8. – С. 230-231.
2. Савинова И. Утренний поезд до Сент-Питерсберга // Чело. – 2008. – № 1. – С. 48-49.
3. Курилла И. Основатель другого Санкт-Петербурга // Вокруг света. – 2011. – № 8.
4. Савинова И. Первый поезд до Сент-Петерсберга // Новая Новгородская газета. – 2013. – 27 марта. – С. 22.

Приложения к материалу