Великий Новгород и Новгородская область

Верзилин Николай Михайлович

8 (21) января 1903 – 2 июня 1984
Верзилин Николай Михайлович

Детский писатель, ученый-натуралист, педагог

Специалист в области методики преподавания естествознания 
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН

Автор известных научно-популярных книг для детей «Путешествие с домашними растениями», «По следам Робинзона», «Растения в жизни человека» и др. Член Союза писателей СССР

Вырос, учился и начал трудовую деятельность педагога в п. Малая Вишера Новгородской губ. (ныне г. Малая Вишера Новгородской обл.)

Нескучный сад: уроки ботаники и жизни от Николая Верзилина

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

«На трехмачтовом французском корабле капитан де Клие вез из Парижа сокровище. Он был доволен, хотя беспокойство лишало его сна: довезет ли он в целости свое сокровище до острова Мартиники?.. Пираты напали на корабль, обстреляв его из пушек, но абордажа все же удалось избежать, поставив паруса на всех реях. Ушли от пиратов, а уже новое бедствие подстерегало корабль. Ветер крепчал и крепчал, и вдруг разразился ужасный шторм. Океан трепал корабль, как скорлупу кокосового ореха, и далеко отбрасывал от намеченного пути. Судно вышло наконец из шторма, но со сломанными мачтами, обвисшими снастями и реями, с клочьями парусов. Путешествие очень затянулось, и запасы пресной воды стали иссякать. По приказу капитана корабля стали выдавать воду небольшими порциями, да и этой порцией капитану де Клие приходилось делиться. «Пей, пей, но только сохрани свою жизнь. Доживи до конца пути...», — говорил капитан, облизывая сухие, растрескавшиеся губы, и выливал последние капли воды в деревянный ящик с землей. В ящике был черенок кофейного дерева...».

Так в книге «Путешествие с домашними растениями» начинается рассказ о появлении кофейных плантаций на французских Карибах.

Нет в нашей стране человека, влюбленного в живую природу с ее многообразием растительного мира, кто бы не знал этой книги. Она была верной спутницей не одному поколению советских школьников, расцвечивая скучные уроки ботаники. Взахлеб читали они о том, как появились на Руси золотые яблоки «помодоро» – нынешние такие привычные помидоры, и почему война между Ланкастерами и Йорками в Англии получила название войны Алой и Белой Розы...

Написал эту удивительную книгу Николай Михайлович Верзилин – замечательный ученый, видный педагог, великолепный популяризатор естествознания и поэт зеленого мира.

Он родился в семье малоземельных крестьян в Курской губернии, но биография его началась в губернии Новгородской, куда переехала семья.

В новгородской Малой Вишере Николай Верзилин закончил школу II ступени. Зачарованный читатель Даниэля Дефо, удивительных приключений Робинзона Крузо, с детства влюбленный в лесную природу, Николай Верзилин в школьные годы активно участвовал в скаутском движении и даже был избран старшим патрульным I Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». «Лесные голуби» в многодневных лесных походах изучали природу, укрепляли здоровье, развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях.

В Малой Вишере Николай Верзилин начал и свою трудовую деятельность: еще старшеклассником, 16-летним юношей, он стал преподавать в начальных классах школы № 1 (позже присоединенной к школе № 23). Здесь же, при школе, участвовал в создании первых отрядов «юных коммунистов» – до пионерской организации они были по сути теми же бойскаутами, с их законами и атрибутикой. Вместе со своими «юными коммунистами» молодой учитель устраивает походы в лес, где летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Детская игра, увлечения книжными приключениями и живой природой, умение быть интересным ребячьему племени – все это обернулось делом жизни. Путь молодым учителем был избран – ботаник и педагог на долгие годы!

В 1928 г. Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, получил профессию агронома, но агроном не стал, а отправился учительствовать в Псков. Здесь, в школе и педагогическом техникуме, он преподает ботанику, биологию, методику естествознания, сельскохозяйственные дисциплины. В школе молодой учитель создает небольшую опытную лабораторию, пришкольный участок, уголок живой природы. Когда во Пскове в начале 1930-х открыли Педагогический институт, Н.М. Верзилин принял живейшее участие в его организации и становлении: вел курсы ботаники и общей биологии, создал ботаническую лабораторию.

К тому времени он уже обзавелся семьей. Его женой стала учительница-словесница Татьяна Николаевна Манфановская, с которой он познакомился еще в Малой Вишере. Татьяна Николаевна происходила из известной и почитаемой в Малой Вишере купеческой семьи Варасовых (дед и отец ее были видными деятелями посадского управления, много сделали для благоустройства и культурного развития Малой Вишеры, были почетными ее гражданами; сестра Евгения добилась выдающихся успехов в редкой для женщины науке – электрохимии).

После Пскова судьба Николая Михайловича будет тесно связана с Ленинградом, куда перспективного, энергичного молодого педагога пригласили работать в одно из отделений Ленинградской естественно-научной педагогической станции. Так начался его путь в педагогическую науку: работа в научно-исследовательских учреждениях Ленинградской естественно-научной педагогической станции, Институте школ Наркомпроса, где Верзилин до 1938 г. курировал преподавание ботаники в ленинградских школах. Преподавал в Институте усовершенствования учителей, где возглавлял факультет естествознания. После образования в 1944 г. республиканской Академии педагогических наук работал в академическом НИИ педагогики, где разрабатывались методики обучения биологии. Затем на долгие годы местом его работы станет Педагогический институт им. Герцена, кафедра методики преподавания естествознания.

Серьезный ученый, автор множества научно-методических работ для преподавателей биологии, оригинальных школьных учебников, Николай Михайлович не мог без живой школы: не чурался проводить там открытые уроки ботаники по своим методикам, создавал, где возможно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Ему можно было пожаловаться, что посаженная по его методике бегония плохо растет на школьном подоконнике – и он тут же мчался выяснять, что случилось с незадачливым цветком. Ботаник и педагог, он все делал для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.

В занятом ученом Верзилине писатель зрел долго. Но непреходящее с годами юношеское удивление и восхищение от общения с живой природой, страсть к ее изучению, энциклопедические знания о растительном мире планеты, неуемное желание щедро делиться этими знаниями и умение увлекательно, просто их преподнести – все это не могло не высечь творческой искры, не перелиться в книги.

Все вышло само собой. Первый его писательский опыт, принесший успех, пришелся на годы войны. С первых дней блокады Ленинграда Николай Михайлович оставался в осажденном городе: как работнику системы Наркомпроса, ему было поручено отвечать за эвакуацию ленинградских детей в Кировскую область. Блокадный Ленинград мучительно преодолевал испытания голодом, и в Детгизе, издательстве детской литературы в Москве, задумали нужную книжку: рассказать о лекарственных и других полезных человеку дикорастущих растениях и привлечь ребят к их сбору.

В Детгизе знали только одного человека, способного заинтересовать, научить распознавать пригодные для употребления лесные растения и двинуть в поход всю пионерию – ученого Николая Верзилина. Не беда, что он не был детским писателем – к своим сорока годам он был уже достаточно известным исследователем, знатоком ботаники, педагогом. Так родилась тоненькая, но очень нужная тогда книжечка «Лечебница в лесу», обращенная к детям и помогавшая им выжить.

Отдельной главой она вошла затем в книгу Верзилина «По следам Робинзона», ставшую самой известной, заветной книгой писателя. Сюжет подсказал его любимый, бессмертный роман Дефо: подобно Робинзону, читатель оказывается в «необитаемом» лесу и убеждается, что знаток растений может там спокойно выжить, найдя в лесу все необходимое для жизни – растения накормят, дадут кров, вылечат от болезней. Работая над книгой, писатель на время превратился вновь в юного бойскаута Колю Верзилина, пробиравшегося вместе со своими товарищами из отряда «Лесной голубь» сквозь дебри маловишерских лесов… И вместе они вспомнят и подскажут читателю, из чего приготовить лесной обед, бумагу, мыло, нитки, как правильно построить шалаш, научат десяткам способов разведения костра: «пирамида», «шалаш», «американский камин», «полинезийский костер». И обязательно, чтобы радость: от секрета красивого букета, от стихов о лесных растениях, которыми полна книга…

Книга «По следам Робинзона» принесла славу своему автору. Впервые изданная в 1946 году, она с тех пор была непременной в рюкзаке каждого учителя, отправлявшегося с детьми в лесные экспедиции. Ее знали все юные читатели всех возрастов, «выдвинувшие» Н.М. Верзилина в число своих любимых детских писателей. К автору со всех концов страны шли потоки писем с тысячами вопросов, просьб, пожеланий, благодарностей. На многочисленных встречах школьники завороженно смотрели на могучего, громогласного Верзилина, мощно возвышавшегося в аудитории – в их представлении только таким и должен быть настоящий детский писатель, путешественник и Робинзон!

Получив такое доверие от своих юных читателей, Н.М. Верзилин плодотворно работает – его книги выходят одна за другой. «Путешествие с домашними растениями», «Тропинка в лесу», написанная вместе с замечательным поэтом Вс. Рождественским для городских детей, которые не видели, как цветет ландыш и не слышали лесной кукушки. Для людей, еще не полюбивших ботанику, Верзилин пишет книгу «Растения в жизни человека» – маленькую энциклопедию ботанических знаний. Воспоминаниями о путешествиях по странам мира стали книги «Сады и парки мира», «Пылинки дальних стран». Все его книги – это поэтические сказания, задушевные беседы с юным читателем, увлекательные путешествия в «зеленый мир» с его необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Учитель. Ученый. Писатель. Три профессии совместились в одном человеке и привели к их вершинам.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук, Николай Михайлович Верзилин подготовил целую плеяду дипломированных преподавателей, ученых-естественников, создал школу методистов-биологов. Он написал 250 научных работ, и его педагогические находки актуальны и востребованы до сих.

Писатель, он создал новый жанр книги – «научно-художественный», ведущий свое начало от увлекательного внеклассного чтения, с ключевыми словами «научность, занимательность, полезность». Без книг Верзилина, издающихся и сегодня, трудно представить себе отечественную научно-популярную детскую литературу.

Выстроить свою жизнь, смело и безоглядно идти по ней вслед за своей юношеской мечтой помогал Николаю Михайловичу и счастливый характер – неунывающий, с искрящимся жизнелюбием, с умением весело преодолевать превратности судьбы, с талантом празднично преображать обыденную, повседневную жизнь, создать семейную атмосферу, где царят любовь и вдохновенный труд. Как любили приходить к Верзилиным гости! От их дома, хлебосольного, сияющего невероятной, завораживающей чистотой, веяло такой задушевностью, таким радушием! Главными праздниками – с белоснежной скатертью, с зажженными свечами, с обильным столом, с декламацией стихов собственного сочинения – были в этом доме День учителя, день рождения новой книги Николая Михайловича и Татьянин день, в честь хозяйки. Верная спутница, жена Татьяна Николаевна, с учительской добросовестностью помогавшая в научных и писательских трудах, была ему и секретарем, и корректором, и справочником, первым читателем и советчиком. Свой путь в естественную науку проложили и их сыновья.

Одинаково талантливый во всех своих проявлениях – учитель, ученый-натуралист, писатель, в душе Николай Михайлович Верзилин все же так и остался навсегда учителем ботаники. Недаром его последняя, автобиографическая книга так и называется. «Учитель ботаники» – самое поэтическое описание труда школьного учителя, которое когда-либо встречается в литературе. Сквозь череду школьных дней, увлекательных уроков, автор рассказал в книге и том, как работал в начальных классах сельской школы. В ней узнается новгородская Малая Вишера, 16-летний юный учитель, ищущий пути, как сделать ботанику и саму свою жизнь захватывающе интересными, увлекательными, превратить их в нескучный, цветущий, плодоносный сад…

Использованы материалы:

1. Верзилин Николай Михайлович // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
2. Верзилин Н. Учитель ботаники // В мире растений. – 2003. – № 1. – С. 42-43: ил., портр.
3. Соломин В.П. Учитель. Ученый. Писатель / В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.В. Андреева // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. – 2008. – № 4 (апр.).
4. Знаменитые люди Маловишерского района: памятка читателю / составитель Е.Н. Щербакова; МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишер. р-на», Центр. район. б-ка им. А.С. Пушкина. – Малая Вишера, 2014. – 28 с.: фот. – Библиография: С. 27.
5. Твои выпускники, вторая школа // Малая Вишера. – 2015. – 29 июня.

Приложения к материалу