«А увидел я то, что здесь идет война...»
Сергей родился в деревне Коржава Окуловского района Новгородской области. Учился в начальной школе в соседней деревне Дерняки. Затем семья Сережи переехала на железнодорожную станцию Веребье, что в соседнем Маловишерском районе – там он продолжил учебу в местной школе.
Закончив 8-й класс, Сергей отправился в Ленинград – по его собственному признанию, «лучший город на свете». Здесь он получил среднее образование и специальность электромонтера контактной сети в СГПТУ № 112.
Начал работать в трамвайно-троллейбусном управлении Ленгорисполкома. Женился. Спустя полтора месяца после свадьбы, в сентябре 1982 года, получил повестку из военкомата.
Первый день военной службы – 30 сентября 1982 года, в поселке Каменка Выборгского района Ленинградской области. Оттуда его направили в Термез (Узбекская ССР), в 365-й полк 4-й гвардейской мотострелковой дивизии. Здесь, в учебной части, Сергей служил полгода.
Жена Елена: «Сережа... Когда я произношу его имя, я вижу его глаза – ясные, лучистые. А как заразительно он смеялся! Когда мы встречались, трудно передать то чувство, что переполняло наши сердца. Казалось, в мире не было людей счастливее нас. Это была пора надежд, мечтаний. Вскоре мы расписались. Не прошло и двух месяцев, как из военкомата пришла повестка: служить! Ох, как трудно было расставаться, не верилось, что кто-то нас может разлучить. Вот и первое письмо с дороги, в нем Сергей передает всем привет. Регулярно посылал письма из Термеза, где шесть месяцев проходил подготовку в учебном подразделении. Здесь же он узнает, что в нашей семье 14 февраля 1983 года родилась дочь. Имя ей дали Татьяна».
В апреле 1983 Сергей направлен в Афганистан, в дислоцировавшийся в провинции Саманган 122-й полк 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии.
«…Прошу извинить меня за столь долгое молчание. Я не писал целых 5 дней. И знаете, почему? Просто не знаю, как написать. Первые впечатления... Пребывание в Афганистане изменило все мои представления о том, что знал «по учебке», газетам, радио, телевидению. А увидел я то, что здесь идет война. Вы там, а тут... искареженная техника, разрушенные дома, мины, стрельба. И здесь еще и убивают…» Из письма Сергея Громова жене Елене в апреле 1983 года.
В Афганистане в должности стрелка-гранатометчика Сергей отслужил почти два года. Дома ждала жена, росла без отца маленькая Танечка. И только письма соединяли совсем еще хрупкую молодую семью…
«Привет из ДРА! Здравствуйте, мои родные Алена и Танюша! Три дня был на выездах. Теперь нас перевели в другое место, короче, мы опять попали на старое место, можно считать, почти в Союзе. Только мы сейчас попали в пески. Можно подумать – из рая сразу в ад. Здесь есть, правда, озеро, но вода в нем соленая. Так что жизнь наша немного ухудшилась. Сидишь, а пот с тебя градом льется. Одна неприятность случилась с одним пацаном. У него умер отец. Парень уехал домой, а так все по-старому. Алена, ты, наверное, обижаешься, что я пишу всякую чепуху. В письмах просто этого не объяснишь, да и тебе будет неинтересно и неприятно. Будешь только больше расстраиваться. А так все просто и легко... Письма, которые придут туда, не пропадут. Там у нас остались надежные друзья. На фотографии дочка уже большая, потихоньку растет. Я матери выслал фотографию. Там мы фотографировались зимой. Ты только не обижайся на меня, ладно? Я же вас тоже очень люблю, так трудно без вас. Крепко вас целую. Сергей. 4.6.83 г. Высылаю еще одну открытку».
О дочке Сергей писал с нежностью, тревогой, любовью:
«Внешне дочка похожа на меня, но если следить за строчками твоих писем, то характер твой... Неужели ты думаешь, если я не видел и не растил, то не люблю ее? Детей, наверное, люблю больше, чем самого себя. Может, не умею выразить свою радость в письмах...»
И снова письмо:
«Здравствуй, моя дорогая Леночка! Получил от тебя письмо, но с ответом пришлось немного задержаться. Пришла в роту новая техника, и мы с ней три дня возились. Приводили в боеготовность. Сейчас на улице скверная погода, сижу, пишу всем письма, от кого пришли. Получил письмо я от Сережи Степанова, пишет, что после армии будем гулять на свадьбе. После двух лет разлуки у нас должно быть все хорошо. Вопрос встанет не только с жильем, а и с работой. Придется, наверное, немножко поучиться. На старое место и в эту контору я идти не хочу. Да и вряд ли там чего-нибудь добьешься. До нашей встречи нам осталось немного, и в будущем, я думаю, нам не придется так долго разлучаться. Знаю, что ты у меня молодец, уже закаленный человек. Ты, Лена, не думай, что я раскаиваюсь, что так рано женился и имею дочь. У меня хватит терпения выдержать, хоть чего я захочу, если уж так рано женился. Ты же поделишься со мной своим опытом, он у тебя есть, правда? У меня тоже только одна радость – это ты и Танюша. Последнее время все время вспоминаю тебя и часто смотрю фотографии, которые у меня есть. От человека, наверное, можно отвыкнуть, но, когда о нем думаешь, он всегда остается рядом... Насчет справки придется подождать немного, у нас в роте заболели все старые офицеры. Надо будет ждать, когда приедет замполит, он всеми этими делами заведует. Сейчас всех, как косой, валит желтуха... Крепко вас целую, Сергей».
А потом пришло другое письмо. Тяжелое, страшное… Оно известило Елену и Танечку, что их Сергея больше нет. Погиб при выполнении боевого задания, проявив стойкость, мужество…
Из письма Елены Громовой, написанного в июне 1993 года: «Мне очень тяжело без родного, близкого, добрейшего человека, без моего Сергея. Сейчас мне 29 лет. В двадцать – осталась вдовой. Война разлучила нас, оставила дочь без отца. Отца она знает лишь по фотографии да по моим рассказам. В письмах Сереженька обещал вернуться, да и служить ему оставалось всего-ничего. До сих пор не могу смириться с тем, что судьба была к нам немилостива, соединив воедино «любовь-боль-разлуку» навеки. Живу прошлым да письмами мужа…»
***
Имя Сергея Громова увековечено на плите Мемориала участникам локальных вооруженных конфликтов (Великий Новгород, мкр-н Колмово).