Парижская «Этуаль» из Старой Руссы
София Александровна: Я родилась в Старой Руссе, где жила моя бабушка Зимнева Анна Ивановна. Мама, Надежда Афиногеновна, из Москвы ездила к ней рожать нас с сестрой, так как акушерским отделением курорта заведовала моя тетка, Нина Афиногеновна. Да и многие женщины ездили туда лечиться. На перекладных далеко ведь не уедешь, а Старая Русса – рядом.
Бабушка Анна Ивановна, бывшая помещица, имела большой двухэтажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. Дедушка, Зимнев Афиноген Николаевич, был почетным гражданином Череповца (сын псаломщика, преподавал в череповецком Александровском училище).
В Старую Руссу Зимневы приехали на рубеже 19-20 веков, и там дед был механиком винных складов. Он пропал без вести в голодные годы – ушел менять вещи на продукты и не вернулся. Вероятно, убит.
Воспоминания Софии Александровны о Старой Руссе «весьма слабые», так как она покинула город в годик, а в следующий раз была у бабушки уже в возрасте пяти лет.
София Александровна: Раньше это был аристократический курорт: там находились минеральные источники, грязи, водные лечебницы. Все дворянство, вся интеллигенция: и московская, и петербургская, – все приезжали туда отдыхать и поправлять здоровье. Этот курорт пользовался огромной популярностью, ведь в былые времена добираться до кавказских минеральных источников выходило куда дольше. И даже у Федора Михайловича Достоевского был свой дом в Старой Руссе.
Я помню в старинном городе большой парк, красивое здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, большой фонтан в курорте, высоко бьющий вверх, булыжную мостовую... Последний раз я была в разбитой Старой Руссе после войны. Ничего в ней от прежнего не осталось...
Той Старой Руссы уже давно нет – ее стерли с лица земли немцы. Но в моих воспоминаниях она живет: и бабушкин дом, и изгородь в листве сада, и цоканье копыт по мостовой, телеги, подминающие брусчатку, и большие лошадиные глаза – весь тот старорусский дореволюционный дух, который хранили эти места. Но я купалась в минеральных водах, принимала грязи в здравнице, которую, кстати, восстанавливал муж маминой сестры. Он, Василий Яковлевич Матвеев, был архитектором послевоенного курорта.
***
С 1930 года София живет в Москве. В 1938 году она поступила в хореографическое училище при ГАБТ СССР. Но учиться помешала война. Ее эвакуировали в Томск. И только спустя два года, она, вернувшись в Москву, смогла вновь заняться любимым делом. Большой вклад в ее исполнительское искусство внесла Ольга Васильевна Лепешинская. Репетировала «Спящую красавицу» с Елизаветой Павловной Гердт. Проходила сценическую практику, участвуя в спектаклях Большого театра.
Вопрос о том, как София Александровна пришла в балет, задавали ей не однажды. «С самого раннего детства я полюбила танцы. Мне кажется, это самое прекрасное, что есть в искусстве. Еще тогда, когда мы с сестренкой учились в хореографическом училище Большого театра, а вечерами мама, отдежурив утреннюю смену в больнице, водила нас в сказочный мир этого театра, я не могла и мечтать о большем счастье, чем танцевать на настоящей сцене. Мечта сбылась. Балет стал моей жизнью».
Окончив московское хореографическое училище в 1947 году по классу М. М. Леонтьевой, София Виноградова была первой претенденткой в артисты Большого театра. Но по стечению обстоятельств, не зависящих от нее лично, на сцену Большого она не попала.
В тяжелый период душевного смятения, собиралась поступать на архитектора. Но тут подвернулся случай и поддержка со стороны наставников, и она начала танцевать в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где до 1980 года работала с выдающимися балетмейстерами.
В интервью для журнала «Советская женщина» она как-то поделилась: «Быть балериной нелегко: утром – занятия, днем – репетиции, вечером – спектакли. И даже в очень ограниченное свободное время, когда я читаю что-либо из новинок литературы или нахожусь, скажем, в музее скульптора Анны Голубкиной, на концерте скрипача Давида Ойстраха, даже когда занимаюсь домашним хозяйством – все время стараюсь увидеть, вобрать в свою память что-то такое, что потом может обогатить образ, создаваемый на сцене. Ведь балет – очень сложное искусство. Это не только танец, это и скульптура, и живопись».
Ее творческий путь начался в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е годы XX века.
Она танцевала ведущие партии репертуара театра: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочку в одноименном балете, Майю в «Лесной фее», Его любимую в «Береге надежды», Гюльнару в «Шахерезаде», Актрису в «Штраусиане», Медору в «Корсаре» и Франческу в балете «Франческа да Римини».
С этими ролями балерина объездила полмира: Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию… Ее партнерами в партиях были Марис Лиепа, Петерван Дийк, Алексей Чичинадзе и многие другие известные артисты.
София Виноградова была удостоена титула «этуаль» еще на первых гастролях советской балетной труппы в Париже в июне 1956 года.
За рубежом было много рекламы, съемок, фотосессий, о чем на родине приходилось только мечтать… Снегурочка в ее исполнении в одноименном балете, поставленном Заслуженным деятелем искусств Владимиром Бурмейстером, должна была стать первой в истории хореографии, но вновь подводные камни закулисья сорвали ее надежды. В последний момент перед премьерой на главную роль назначили другую солистку.
Возможно, причиной было то, что ее признавали и ценили на Западе – это было почти недопустимым явлением в СССР. К тому же у Софии Александровны – непростой характер, она прямолинейна и несколько дерзка, что тоже не приветствовалось. И все же, в 1969 году Софию Виноградову удостоили почетного звания Заслуженной артистки балета РСФСР.
В 1977 году, когда ей было 48 лет, она окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Со сценой балерина попрощалась в 80-м. И посвятила себя преподаванию в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах, обучая своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета. «Мне есть, что рассказать детям и подросткам, и есть, чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами: такими, как Николай Тарасов, Марина Семенова, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Владимир Голубин и другими... Я всегда трудилась. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… поклонников еще больше. Но настоящая любовь была и остается одна. Семью построить я не смогла – всю жизнь отдала балету...»
--------------------
В приложениях: фото из архивов Софии Виноградовой и Анны Аксеновой, а также снятые автором статьи. Статья впервые была опубликована 08.04.2019 новгородским сетевым изданием «53 новости». Размещена на сайте ant53.ru с разрешения автора Н. Прокопчук и редакции издания.
В апреле 2022 года в статью внесены некоторые фактографические правки – по данным Марины Леонидовны Келки (Великий Новгород), внучки Нины Афиногеновны Зимневой.