«Я взял на себя грехи всех своих героев и повторил их судьбу…»
В конце 1986-го вся страна, не отрываясь, смотрела многосерийный телефильм «Михайло Ломоносов» и заново открывала для себя фантастическую биографию гения-самородка, опередившего свое время. В том, что великий ученый пришел к зрителю не с пьедестала памятника у Московского университета, а живой, колоссальной фигурой холмогорского мужика из пространства суровой нашей истории – величайшая заслуга режиссера Александра Прошкина и актеров, проживших на экране эту великую, мощную жизнь, сложившуюся вопреки всякой логике судьбы и положенную на алтарь Отечества, с гордостью за все русское.
Образ зрелого Ломоносова воплотил в фильме мало известный до того провинциальный актер Виктор Степанов. Ему поверили сразу – в народных ожиданиях только таким и мог быть первый русский академик: одаренным свыше разумом, трудолюбием, терпением и громадной физической силой; необузданно смелым и дерзким, одинаковым в бедности и достатке, не стыдящимся своих простонародных привычек, радушно принимавшим в своем богатом доме односельчан, холмогорских мужичков; бесконечно одиноким, бросавшим своим недругам: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство pro aris etc».
После выхода телефильма на Виктора Степанова обрушилась всесоюзная слава. Наш-то, наш! – гордились и искренне радовались этому грандиозному успеху на Сахалине, где актер родился и где началась его творческая карьера; в пензенском городке Сердобске, где прошло его детство; в Тамбове, где многие годы выходил он на сцену местного театра.
Те же чувства обуревали и Новгород – ведь еще совсем недавно, каких-то лет пять назад, Виктор Степанов был актером Новгородского театра драмы.
В Новгородском театре Степанов работал в 1980-81 гг. Ему было 33 года, и новгородский зритель уже тогда увидел, какой это замечательный актер. На новгородской сцене Виктор Степанов воплотил такие мощные роли, как Борис Годунов в пушкинском шедевре и Вожак в «Оптимистической трагедии». В Новгороде актер отработал полтора сезона, ушел после очередной смены художественного руководства.
Далее в его скитальческой актерской биографии были Тамбов, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»). В 1992 году вместе с женой, с которой Виктор Федорович познакомился на съемках фильма «Война на западном направлении», переехал в Киев, играл в киевских театрах антрепризные спектакли, снимался – после оглушительного успеха «Ломоносова» актера наперебой приглашали в различные кинопроекты.
Тогда же, в 1992-м, он вновь приехал Новгород – здесь режиссер А. Салтыков снимал фильм «Гроза над Русью» из эпохи Ивана Грозного, по мотивам романа А.К. Толстого «Князь Серебряный». Степанова пригласили на роль сподвижника грозного царя, главного опричника Малюты Скуратова, в компанию звезд отечественного кинематографа, таких как Сергей Бондарчук, Олег Борисов. Рядом со знаменитостями в фильме были заняты и новгородские актеры, более того, главную роль князя Серебряного исполнил всеми нами любимый Анатолий Устинов!
Во время съемок «Грозы над Русью» Новгород превратился в одну огромную сценическую площадку. Съемки проходили в Юрьевом монастыре, в церкви Спаса на Нередице, на Рюриковом городище, на месте тогда еще не построенного завода «Дирол», на валу в районе гостиницы «Садко», возле Перынского скита, на территории музея деревянного зодчества «Витославлицы» и в Иверском монастыре на Валдае.
Виктору Степанову новгородские съемки были памятны еще и одним примечательным разговором, имевшим, как он считал, отношение ко всему случившемуся потом, к роковой роли кинематографа в его жизни. «Я грешник великий... Чудесный артист Вячеслав Горгуль из Поволжья играл юродивого, который бросал в лицо Ивану Грозному: «А ты, Ванька, весь в крови». Мы с ним как-то напились в гостинице, и он мне говорит: «Как тебе не стыдно! Ты одна из надежд провинциального театра, имеющий полномочия воспроизвести, восстановить красоту всей России. И взял, как предатель, – сбежал!». Я оправдываюсь: «Славик, у меня ж кино...». А он: «Не надо мне вешать лапшу про твое кино! Есть люди, которые на тебя надеются. Они же тебя, наверное, ни разу ни в чем не упрекнули?». — «Не упрекнули». — «И не упрекнут. А ты подумай, что творится у них на душе».
К этому времени Степанов действительно «театр бросил на произвол судьбы» – кинематограф уже прочно захватил его. После Ломоносова кинорежиссеры пусть поздно, но заметили и оценили выдающиеся данные актера – давно уже в нашем кино не было такой могучей фактуры, такого огромного мужского обаяния и первозданности настоящего русского мужика! Он снимался неистово, порой в 11 картинах одновременно.
За 19 лет работы в кино Виктора Степанова сыграл более 70 киноролей, преимущественно людей сильных духом, героических, мужественных. Это были генералы времен Великой Отечественной («Война на западном направлении», «Неизвестные страницы из жизни разведчика»); отважные и неподкупные милиционеры, такие как начальник УГРО Петро Мусиевич Кривонощенко в фильме «Дежа вю» и поселковый участковый-фронтовик Манков в культовом фильме «Холодное лето 53-го», удостоенном Государственной премии и признанным лучшим фильмом 1989 года. А еще были большевик в фильме «Волчья кровь» и полковник Суворов в военной драме А. Невзорова «Чистилище», основанной на трагических событиях штурма Грозного зимой 1994-95 гг. в ходе первой чеченской войны. Премьера фильма состоялась в 1997 г. и произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Особенное место в творчестве артиста занимали исторические герои: Петр I в киноленте «Царевич Алексей», уже упомянутый Малюта Скуратов в «Грозе над Русью», отшельник Теодорик в киноленте «Ричард Львиное Сердце», Федор Шаляпин в биографической экранизации «Под знаком Скорпиона», завоеватель Сибири Ермак в одноименном сериале В. Краснопольского и В. Ускова. Считается, что Виктору Степанову под стать были бы протопоп Аввакум или Распутин. Роли «великих русских мужиков» – мощных, заряженных энергией, жестких, властных – были ему по плечу, они шли ему по духу, масштабам, позволяли развернуться его могучему актерскому дару.
Он абсолютно естественно, укладисто располагался в любой исторической эпохе, буквально вживался в душу и плоть персонажа: «Каждая роль требует приживления к себе. Это ведь сначала ты получаешь просто буквы, и ничего больше. И вот за ними надо каким-то образом увидеть, сформировать живую ткань. Наполнить ее своими мыслями, душой, найти стержень. Не из того, что написано на листе и вываливается на язык, а из того, что происходит на небесах…» И на съемочной площадке подчас происходили мистические вещи: так, в сцене смерти Ломоносова у актера по-настоящему холодели руки и ноги, сердце стучало с перебоями и остановилось почти сразу, как была отснята сцена. Степанова еле успели откачать...
Покоритель Сибири Ермак – особая страница в биографии Виктора Степанова. На кинопробах он обошел самого Арнольда Шварценеггера, претендовавшего на роль легендарного атамана. Но у голливудской звезды для этой роли не было того, что было у русского актера Степанова: широкая душа, шальные глаза и неистовая русская удаль. К тому же, он и без всякого бодибилдинга был мощнее Шварценеггера. Виктор Степанов в роли Ермака настолько поразил местных бийских казаков, что они произвели его в генералы. Этим актер гордился всю свою жизнь.
Ермак стал творческой удачей Степанова-актера и приговором Степанова-человека. Во время съемок, оставшись без дублера, актер в полном облачении, в кольчуге и шлеме, упал с лошади и повредил позвоночник. Последствием этой травмы стал рак костей (саркома Юинга), с которым Виктор Федорович мужественно боролся до конца жизни, в течение двенадцати лет. У него просто рассыпались кости, поэтому все тело было пронизано металлическими конструкциями. Позже отказала и рука, которую тоже пришлось протезировать.
Но он был настоящим актером, и превозмогая адскую боль, Виктор Степанов работал в профессии до последнего дня, вырывая у смерти сначала годы, затем месяцы, дни и часы. В последние пять лет жизни он сыграл более чем в 20 картинах.
Одной из последних работ актера Степанова станет роль управляющего Аверкия в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго». В последней своей картине «Присяжный поверенный» актер уже не мог ходить, и съемочная группа носила его на руках – только для того, чтобы увидеть, как перед камерой Степанов преображался в сановного царского генерала. Это было осенью 2005 года, за три месяца до его ухода.
Полуторамесячный курс противоопухолевого лечения в Москве не принес результата.
Виктор Федорович был глубоко религиозным человеком, но с ним было интересно говорить и о вещах таинственных, запредельных. Среди его заветных книг были и Библия, и «Роза мира» Андреева, и «Семь тайн космоса» Рериха. Незадолго до смерти от него услышали фразу: «Я взял на себя грехи всех своих героев и повторил их судьбу». И действительно, каким-то непостижимым образом судьбы сыгранных им исторических персонажей и его собственная повторились в болезнях и раннем уходе: мучимый болезнью ног Петр I умер в 53 года, Ломоносов – в 54, Виктору Степанову было отпущено 58.
Замечательный русский актер Виктор Федорович Степанов умер в Киеве 26 декабря 2005 года. Ушел очень достойно, спокойно: совершил все полагающиеся православные обряды, в последних распоряжениях позаботился обо всех своих родных. Похоронили его на киевском кладбище в Берковцах.
В некрологах тогда написали, что из кино ушел последний русский мужик.
О нем снят документальный фильм «Виктор Степанов. Поиск истины». Пензенский город Сердобск, город его детства и где все это время жила его мама, удостоил актера званием Почетного гражданина.
Литература к статье:
1. Козина В.П. Поистине народный: (к 55-летию со дня рождения актера театра и кино В.Ф. Степанова) // Любимая газета. – 2002. – 29 мая (№ 22).
2. Пенская А. «Всего добивался сам»: (к 55-летию со дня рождения народного артиста В.Ф. Степанова) // Альянс. – 2002. – 5 июня. – С. 1.
3. Виктор Степанов: фотокадр (на съемочной площадке художественного фильма «Ермак») // Работница. – 2002. – № 4. – С. 61.
4. Пшанский А. Мельпомена в кадре // Весь Новгород. – 2008. – № 3 (апр.). – С. 17.