«В небе рай, а на земле – Валдай!»
В этой фразе, приписываемой патриарху Никону, основателю Иверского монастыря на Валдае – самая сущность этого волшебного края, с его озерами, хвойными лесами, родниками и таинственным, Божественным, фаворским светом над тихими водами…
Вот уже много лет неизъяснимую притягательность этих мест пытается разгадать и передать в своих полотнах народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин. «Я люблю Валдай, рыбалку, грибы, возможность с натуры писать большие холсты»...
Валдайская земля на его полотнах прекрасна в любое время года. «Начало осени», «Ранняя весна», «Валдай. Солнечное облако», «Озеро Ужин. Яркий день», «Морозный день в Нелюшке», «Утро на Байневском озере», «Иверский монастырь. Восходит луна», «Солнечное Валдайское утро», «Валдай. Зимняя сказка», «Валдайское лето» – все они наполнены любованием этим жемчужным уголком новгородской земли, к которому прикипело сердце московского художника.
За создание произведений искусства в Валдайском районе, прославляющих красоту Валдайского края, в 2013 г. художнику присвоено звание «Почетный гражданин Валдайского муниципального района».
Дмитрий Анатольевич Белюкин – мастер современного русского реализма, продолжатель реалистических традиций русского искусства, щедро возвращающий нам нашу национальную живописную классику. «Дмитрий Белюкин, – пишет в своей статье Александр Лонгинов, – реалист классический, академический, романтический, ностальгический...»
Он родился в Москве в 1962 г. в семье известного художника, графика и книжного иллюстратора А.И. Белюкина. Выпускник Московской Художественной школы им. Сурикова и Московского государственного художественного института им. Сурикова (факультет живописи, мастерская портрета под руководством И.С. Глазунова). С 1999 г. работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, является одним из ведущих ее живописцев.
К своим 57 годам Дмитрий Белюкин удостоен высших для российского художника регалий, является одним из самых молодых академиков РАХ. В Москве, в Царской башне Казанского вокзала постоянно открыта картинная галерея художника.
Работы Дмитрия Белюкина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина и Музее Вооруженных Сил в Москве, Государственном Пушкинском музее-заповеднике «Михайловское», а также в собраниях Министерства культуры России, Российской Академии художеств и частных коллекциях в России и за рубежом.
Творческий диапазон Дмитрия Белюкина очень широк – он работает практически во всех жанрах живописи.
Это портреты и книжная иллюстрация. Пейзажи, созданные во время многочисленных поездок по России и Европе – с тонким чувством света, восходящие к пейзажной школе Серова, Коровина и Левитана, которых художник считает своими дальними учителями (хотя, по его словам, «пейзажу научить невозможно»). Особое место занимает в творчестве Д. Белюкина цикл произведений «Святые места Православия» – библейские новозаветные места Иерусалима и Галилеи, благословенные виды Святой Горы Афон, храмы и монастыри Святой Руси.
В исторических полотнах художник обращается к одной из своих самых любимых эпох – пушкинской: это еще со времен дипломной картины «Смерть Пушкина». Как художник студии Грекова, Д. Белюкин создает военно-исторические полотна с батальными сценами из времен Великой Отечественной войны, былых войн России.
Большой темой, с очень личным прочтением, присутствует в творчестве художника Гражданская война. Самая известная и пронзительная его работа – «Белая Россия. Исход» – написана как реквием Руси Белой, изгнанной с родной земли.
Серия графических портретов – «Раны Афганистана» была начата художником еще в 1987 г., во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии. В госпитале им. Бурденко, куда он угодил с тяжелой травмой плеча, он увидел и стал рисовать израненных и искалеченных в горах Афганистана солдат. За портреты воинов-афганцев Дмитрий Белюкин был удостоен премии Ленинского комсомола. Сам художник признавался, что «если бы не эта серия, я бы не создал, наверное, и «Белую Россию», поскольку там в госпитале я впервые воочию увидел раны войны, страдания, смерть. Многих людей, которых я рисовал, через несколько дней не стало...»
Дмитрия Анатольевича отличает высокая профессиональная требовательность к себе и своему творчеству: «Каждый художник должен честно завоевывать сердце своего зрителя только кистью и красками. Картина непременно должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом. Зрителя нужно уважать настолько, чтобы он мог любоваться работой и издалека, и разглядывать вблизи. Это ведь мистика, своего рода таинство, когда из смешения красок на полотне вдруг появляются туман, снег, сумерки, закаты и восходы... И главное условие для художника – искренность».
Художником больших и вечных тем называют Дмитрия Белюкина искусствоведы. В своих работах он размышляет о смысле жизни, прошлом и будущем, уроках истории. Это стало главной идеей персональной выставки 2017 года «Время собирать камни», приуроченной к 55-летию мастера.
На ней было представлено около 200 живописных работ, среди которых и портрет последнего царя Николая Александровича, и затопленные корабли Черноморского флота, выполнившие свой последний долг, перегородив вход в севастопольскую бухту англо-французской эскадре в Крымскую войну, и пейзажи русской провинции, наш национальный духовный фундамент... Все это, по мнению художника, и есть те русские камни, которые нам следует бережно собрать, чтобы перестать уже воевать со своим прошлым и устремиться к созидательной гармонии.
Идейным центром и художественным образом всей экспозиции стала известная картина Дмитрия Белюкина «Осколки»: деревенский мальчик в солдатской фуражке у развалин барской усадьбы грустно смотрит на собранные им на земле осколки изысканной фарфоровой тарелки... Отшумела гражданская война, он уже не помнит прежнего русского мира. И эта тарелка для него – сказка былых времен, образ чего-то утерянного и прекрасного.
Как говорил художник, «эта картина мне особенно дорога. Здесь воспроизведена панорама вокруг господского дома Панаевых в деревне Байнево на моем любимом Валдае. Одна тамошняя бабушка как-то давно поведала мне, что крестьяне после революции не хотели жечь эту усадьбу, поскольку барыня там была добрая, приветливая, всегда чем-то угощала. Но явившийся из города карательный отряд красногвардейцев принудил их к погрому с грабежом. Потом они с девочками часто бегали на руины и тихо плакали там, находя в земле какие-то обломки и осколки...»
Литература к статье:
1. Глумов Т. Картины современной жизни: народный художник России Дмитрий Белюкин защищает русскую классику // Гудок. – 2014. – 24 нояб. (вып.209/25644).
2. Страницы истории государства Российского в творчестве Д.А. Белюкина // Искусство для всех. – 2017. – № 3 (март).
3. Выставка «Время собирать камни...» открывается в Москве // Вечерняя Москва. – 2017. – 16 нояб.
4. Дмитрий Белюкин: «Перестаньте кидать камни в наше прошлое» // Культура. – 2017. – 1 дек.