Первый новгородский авиатор
В один из майских дней 1930 года на тихом, полузаброшенном кладбище бывшего Духова монастыря царило оживление: из конца в конец по его территории деловито сновала группа людей. Комиссия в составе представителей городских властей, коммунального хозяйства и Рудметаллторга, во исполнение постановления Новгородского горсовета о ликвидации старинного кладбища, обследовала его металлическое имущество. Сохранился акт обследования, в котором бесстрастной машинописью скрупулезно перечислены подсчитанные чугунные и медные кресты, железные коробки для венков, ограды, скамейки. А также предложения по использованию мраморных надгробий и скульптурных изваяний, и даже фамильных склепов – под газоубежища.
И никаких имен-фамилий: комиссию, собиравшуюся стереть с лица земли память о нескольких поколениях новгородцев, обретших здесь казалось бы вечный покой, эти нюасы не интересовали.
Однако все же дрогнули: «относительно ликвидации двух могил летчиков, погибших в германскую войну – Стогова и Вамелкина – вопрос согласовать с Окрисполкомом». Могил не сохранилось – по-видимому, их постигла та же общая участь…
Один из упомянутых героев Первой мировой войны – Леонид Евгеньевич Вамелкин. Первый новгородский летчик: в 1912 году его диплом пилота-авиатора был первым и единственным в Новгороде.
Он родился в Новгороде в 1882 году, происходил из дворян. Отец его, Евгений Павлович Вамелкин, с конца 1870-х гг. служил начальником ст. Подберезье Новгородской железной дороги, далее его служба была связана с полицейским управлением. Брат, Дмитрий Евгеньевич Вамелкин, был офицером – капитаном дислоцированного в Новгороде 85-го пехотного Выборгского полка.
В этот же полк в начале 1900-х гг. поступил вольноопределяющимся и Леонид Вамелкин. В рядах 85-го Выборгского полка он принимал участие в русско-японской войне, получил первый офицерский чин подпоручика.
В 1912 году был произведен в штабс-капитаны. И тогда же пехотный штабс-капитан Леонид Вамелкин, подобно многим молодым российским офицерам, загорелся желанием стать военным летчиком. Не случайно: просто нужно вспомнить, что это было за время.
В начале ХХ века Россия обрела крылья. Первые русские летчики, первые русские авиаконструкторы, первые русские аэродромы – все это стремительно возникло в каких-то три-четыре года. К 1910-му году в истории мировой авиации появляются русские имена. Зародилась русская авиационная промышленность. Авиационным делом заинтересовалась и армия. 12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу – Воздухоплавательной части Генерального штаба. Эта дата считается днем образования военной авиации России. Уже к началу Первой мировой войны Россия обладала самым крупным флотом воздушных судов в мире.
Штабс-капитан Вамелкин упросил начальство направить его в Гатчинскую летную школу ИВАК (Императорского Всероссийского аэроклуба). Это была лучшая летная школа, ставшая поистине колыбелью русской авиации. Среди ее курсантов был штабс-капитан Нестеров, знаменитая «мертвая петля» которого положила начало высшему пилотажу. Гатчинскую школу лично курировали великие князья, понимавшие растущую роль авиации в будущих войнах.
Леонид Вамелкин окончил Гатчинскую авиашколу в 1912 году, получив диплом пилота-авиатора. Вернувшись в Новгород, он стал летчиком и инструктором Новгородского отдела Императорского всероссийского аэроклуба. И его душой – не жалея времени и сил, с жаром принялся за его обустройство.
О постройке самолета для новгородского аэроклуба Вамелкин озаботился еще обучаясь в авиационной школе. Частью на свои средства, частью на выданную клубом субсидию в две тысячи рублей, он заказал самолет (улучшенную копию аэроплана «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 лошадиных сил) и лично курировал его строительство. «Волховский листок» от 7 июля 1913 г. сообщал: «В санкт-петербургских аэроклубских мастерских заканчивается постройка аэроплана типа «Фарман», заказанного офицером, учеником аэроклубской школы авиации. Командированный новгородским отделом аэроклуба, офицер решил выстроить частью на свои средства, а часть с помощью аэроклуба аэроплан, на котором он мог бы вернуться по воздуху в Новгород. Аэроклуб выдал офицеру-пилоту субсидию в две тысячи рублей. Аэроплан носит название «Великий Новгород». В Новгороде все знали, что этим офицером был Леонид Вамелкин.
Комиссия, принимавшая аппарат, осталась удовлетворенной. «Л.Е. Вамелкин очень подробно охарактеризовал современное состояние и деятельность аэроклуба. Отдел обладает работоспособными аэропланами. Комиссия, принимавшая аэроплан, после нескольких вполне удачных полетов, совершенных Л.Е., пришла к убеждению, что его постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых вполне признана всеми выдающимися летчиками» («Волховский листок», 16 января 1914 г.). На этом самолете Вамелкин стал совершать показательные полеты, позвав в небо немало молодых новгородцев.
Немалые усилия прилагал Леонид Евгеньевич и для решения вопроса о выделении земельного участка под аэродром (поле между нынешним ж/д вокзалом и улицей Германа), а затем стал его комендантом.
Другой его страстью был лыжный спорт, активно развивавшийся в Выборгском полку. Леонид даже написал книгу «Лыжные отряды: проект наставления для обучения войск действию на лыжах», изданную в Новгороде в 1912 году.
А потом началась война, и об авиации Леониду Вамелкину пришлось на время забыть. Со своим 85-м пехотным Выборгским полком он отбыл из Новгорода на фронт.
Занимая должность начальника полковой команды разведчиков, он заслужил несколько боевых наград. Орден св. Станислава 2-й ст. с мечами и Георгиевское оружие – «за то, что, командуя двенадцатью разведчиками, 18 февраля 1915 г. в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев». Орден св. Георгия 4-й ст. – «за то, что 28-го августа 1915 года в бою у д. Лазы, приняв за убылью всех офицеров одну из рот полка и получив приказание сбить противника с командующей высоты, под убийственным артиллерийским и пулеметным огнем быстро развернул роту и стремительным штыковым ударом опрокинул немцев, взяв с боя действующий немецкий пулемет». Кроме того, ему дважды было объявлено высочайшее благоволение «за отличия в делах против неприятеля».
16 февраля 1916 года Леонид Евгеньевич Вамелкин был произведен в капитаны. Но пехотный капитан снова просится в небо.
____________________________
К тому времени фронт остро нуждался в классных военных летчиках. Для воюющих сторон был очевиден опыт первых военных месяцев, показавших, что общий успех наступления во многом зависел от слаженных действий авиации, пехоты и артиллерии. Самолеты в то время использовались главным образом для разведки вражеских позиций; на усовершенствование старых моделей и создание новых тратились огромные средства. Первоначальное превосходство русской авиации в военном небе вскоре было утрачено – немцы сумели в кратчайшие сроки наладить массовое производство аэропланов и подготовку летчиков. Зимой 1914-1915 гг. нашему военному руководству пришлось спешно перевооружать авиаотряды и увеличивать выпуск летчиков в воздухоплавательных школах.
Одной из самых насущных потребностей русской армии стала корректировка силами авиации артиллерийского огня. С этой целью стали формироваться специальные артиллерийские авиаотряды. Авиачасти были усилены офицерами-артиллеристами: пройдя обучение в школах летчиков-наблюдателей, они в дальнейшем явились основой кадров аэронаблюдателей.
__________________________
В 1916 году при Гатчинской военной авиационной школе был сформирован 2-ой корпусной артиллерийский авиаотряд под командованием штабс-капитана Чернышева. Прошение пехотного капитана Л.Е. Вамелкина о переводе в авиацию удовлетворили: как дипломированный летчик, обученный летному делу, он был включен в состав этого подразделения.
Из Гатчины на Юго-Западный фронт 2-й артиллерийский авиаотряд оправился под командованием уже подполковника Л.Е. Вамелкина. Отряд поступил в распоряжение 11-го авиадивизиона, входившего в состав 11-й армии. В задачи авиаотряда Вамелкина входили ближняя и дальняя разведка, бомбометание по тыловым объектам, маршрутное фотографирование окопов, ходов сообщений, пулеметных гнезд и ближнего тыла противника, перспективная фотосъемка (вся лента затем разворачивалась в карту и передавалась артиллерийскому командованию). Участок фронта, контролируемый артиллерийским авиаотрядом, достигал в длину 100 км. На нем же вели боевую работу корпусные, армейские и истребительные авиаотряды русской авиации.
2-й артиллерийский авиаотряд под командованием подполковника Л.Е. Вамелкина сыграл большую роль в 1917 году во время прорыва фронта противника под Конюхами, в районе Тарнополя. На этом участке фронта были сосредоточены части тяжелой артиллерии особого назначения. Летчики 2-го артиллерийского авиаотряда участвовали в корректировании их огня: так, за один 3-часовой полет самолета «Вуазен» удавалось полностью уничтожить от двух до четырех батарей противника, а иногда и больше.
Леонид Евгеньевич Вамелкин, лично участвуя в боевых действиях, был примером воинской храбрости, демонстрировал высочайшее летное мастерство. Под его руководством выросло немало славных русских летчиков. Так, один из лучших корректировщиков авиаотряда. А.Н. Лапчинский стал впоследствии ученым, профессором-теоретиком в области авиации.
Но воевать подполковнику Вамелкину пришлось недолго.
28 августа (10 сентября по н. ст.) 1917 года он вылетел по маршруту Винница – Староконстантинов. Самолет разбился недалеко от селения Семя Бажановцы – отказал двигатель. Летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич погиб сразу. Разбившийся Вамелкин был доставлен в лазарет, но спасти пилота не удалось. Ему было всего 35 лет...
Родные привезли тело Леонида Евгеньевича в Новгород. Он был похоронен на кладбище Духова монастыря – с отданием воинских почестей, при огромном скоплении народа. Новгородцы сочли святым долгом попрощаться с героем войны, первым своим летчиком. На могиле, по летному обычаю, установили винт самолета.
Что было дальше – печально известно…
_______________
При подготовке статьи использованы материалы публикаций новгородского военного историка И.В. Хохлова и гатчинского краеведа В.А. Кислова.