Великий Новгород и Новгородская область

Митропольский Константин Дмитриевич

1893 – 1983
Митропольский Константин Дмитриевич

Деятель народного образования, кандидат педагогических наук

Один из организаторов педагогического образования и высших учебных заведений в Новгородской губернии, Карелии, Литве, ГДР

Уроженец п. Бологое Валдайского уезда Новгородской губернии (ныне город в Тверской области)

В 1920-30 гг.: заведующий Валдайским уездным отделом народного образования, директор Новгородского и Старорусского педагогических техникумов, зав. консультационным пунктом (новгородский филиал) Ленинградского педагогического института им. М.Н. Покровского

«…Дать стране человека, который бы все умел – и делать, и думать»

------------------------------------------------------------------

Эти слова Константина Дмитриевича Митропольского, одного из активных деятелей отечественного народного образования, организатора высшей педагогической школы, вполне можно определить девизом всей его всей жизни.

Он родился в железнодорожном поселке Бологое Валдайского уезда Новгородской губернии (ныне город в Тверской обл.) в семье учителя.

О семье Митропольских, широкой известной в Бологое и в высшей степени примечательной, стоит сказать несколько о слов. Отец, Дмитрий Алексеевич Митропольский, 15 лет проработал учителем в Селищах (Чудовский р-н Новгородской обл.). Однако за разрыв с религией был лишен учительского звания, и занялся кустарным промыслом: изготовлением и изобретательством музыкальных инструментов. В 1887 г. Митропольский-старший на средства Святейшего Синода открывает в Бологое фабрику музыкальных инструментов. Это была первая фабрика подобного типа в России – здесь производились фисгармонии, рояли, пианино, граммофоны, диковинные хромофоны, митрофоны, плаллодикты. Но более всего славилась небольшая фабрика Митропольского знаменитыми на всю Россию гармониками. Гармонисты знали: если хочешь инструмент яркий, заметный, отделанный резной медью, зеркальным стеклом, с прекрасным звучанием – надо ехать в Бологое. Инструменты фабрики Митропольского славились высоким качеством и были не раз отмечены первыми медалями на российских и международных выставках и ярмарках. Но в 1913 году, неожиданно, успешный Дмитрий Митропольский передал имущество своей мастерской Бологовской школе, а сам поступил делопроизводителем в Бологовскую контору службы пути Николаевской железной дороги. После революции 1917 г. Дмитрий Алексеевич вернулся к своей профессии и работал учителем в Бологовской начальной школе.

Его сын, Константин Дмитриевич Митропольский, унаследовал от отца профессию учителя, неодолимую склонность к новым начинаниям и беспокойную биографию – энергичную, легкую на подъем в разные края – туда, где «педагогическому фронту» требовались его профессиональный опыт педагога и прирожденный талант организатора. Ему довелось работать в родной Новгородской губернии, в Карелии, Коми-республике, Литве и даже в Германии.

Константин Митропольский получил два высших образования, обучаясь параллельно в Психоневрологическом институте и на историко-филологическом факультете Петербургского университета по специальности «преподаватель средней школы», которые он окончил буквально перед революцией, в 1917-м.

С 1918 по 1920 гг. Митропольский работал учителем русского языка и литературы в железнодорожной школе 2-й ступени ст. Медведево, в соседстве с родным Бологое. Деятельного, общественно-активного молодого учителя стали продвигать по профсоюзной линии: он был избран председателем культурного отдела профсоюза учителей Северо-Западной железной дороги.

В молодой Советской республике шло строительство системы народного образования, и кадры, подобные Митропольскому – с университетской выучкой, недюжинными организаторскими способностями – были крайне востребованы. Неудивительно, что далее карьера учителя железнодорожной школы Константина Митропольского развивается по линии руководства в органах народного образования и учебными заведениями.

С 1920 по 1926 гг. он заведовал Валдайским уездным отделом народного образования. А с 1926 по 1932 гг. Митропольский возглавляет Новгородский губернский педагогический техникум.

Техникум готовил учителей, заведующих клубами и избами-читальнями, политпросветорганизаторов для работы прежде всего в уездах Новгородской губернии. В программу занятий включался также курс основ сельского хозяйства. Директор техникума К.Д. Митропольский, несмотря на загруженность административно-хозяйственной работой, вел курсы педагогики и диалектического материализма. Новгородский педагогический техникум внес огромный вклад в подготовку учительских кадров: к концу 20-х годов более половины учителей губернии имели среднее педагогическое образование, а 30% – общее высшее и педагогическое образование. Несомненно, что умелое руководство К.Д. Митропольского подготовило педагогический техникум к преобразованию его в 1934 г. в Новгородский государственный учительский институт (с 1953 г. – Новгородский государственный педагогический институт).

В 1932 году К.Д. Митропольский принял на себя руководство педагогическим техникумом в Старой Руссе, в котором трудился по 1938 г. По совместительству он заведовал также консультационным пунктом Ленинградского педагогического института им. М.Н. Покровского (новгородский филиал) и преподавал в нем.

Самая яркая страница организационно-педагогической деятельности Константина Дмитриевича Митропольского связана с Карелией. Он внес большой вклад в развитие образования и подготовку педагогических кадров республики.

В 1938 г. он был направлен на работу в Карельский педагогический институт – первое высшее учебное заведение Карельской, тогда автономной в составе РСФСР, республики. Придя сюда заведовать кафедрой педагогики, в скором времени К.Д. Митропольский становится директором этого молодого вуза.

«Первое сентября 1938 года. День начался с общего собрания в актовом зале. Его открыл и вел директор института Константин Дмитриевич Митропольский. Это был человек среднего роста, чуть полноватый, но очень подвижный и эмоциональный, хороший оратор. Он был одет в костюм «тройку», на переносице – пенсне. Он выглядел весьма импозантно и был похож на дореволюционного интеллигента. Директор поздравил старшекурсников с началом учебного года, а новичков – с поступлением в вуз. Во время речи правую руку поднимал высоко вперед, а левую – засовывал за край жилетки. Позже, обсуждая речь директора и его манеру жестикулирования, некоторые студенты утверждали, что он копировал В. И. Ленина...» (Из воспоминаний студента С.П. Сюнева, будущего декана историко-филологического факультета ПетрГУ).

Вскоре у студентов будет возможность убедиться в достойных всякого уважения человеческих качествах своего директора, и в их воспоминаниях он останется, как «очень хороший человек, прекрасный педагог», чуткий и отзывчивый.

В марте 1940 года, после окончания финской войны, была образована Карело-Финская, 16-я союзная республика. Новый статус Карелии повлек за собой целый ряд преобразований в культурной жизни республики. Одним из первоочередных мероприятий стало учреждение государственного университета.

Уже в сентябре 1940 г. на базе Карельского пединститута был организован Карело-Финский государственный университет (нынешний ПетрГУ – Петрозаводский государственный университет). Организацией университета руководили разносторонне образованные и глубоко понимающие свое дело Тууре Иванович Лехен, назначенный ректором, и директор пединститута Константин Дмитриевич Митропольский, утвержденный проректором по учебной и научной работе. 2 сентября 1940 г. 711 студентов всех курсов приступили к занятиям. 7 сентября состоялось торжественное открытие университета.

С началом Великой Отечественной Константин Дмитриевич Митропольский становится ректором университета, сменив на этом посту ушедшего на фронт Т. Лехена. Ему достался самый непростой период руководства. Необходимо было поддерживать учебный процесс в условиях военного времени, в отсутствии ушедших на фронт большого числа преподавателей и студентов, совмещать учебу с оборонными работами.

Первые же месяцы Великой Отечественной войны были отмечены массовым движением студенческой молодежи в помощь фронту: они ударно трудились на Онежском заводе, в сельском хозяйстве, в военных госпиталях, на оборонных работах, на воскресниках в фонд обороны. Вместе со своими комсомольцами-студентами трудился и ректор Митропольский. Только один факт: на Всесоюзном комсомольско-молодежном воскреснике 17 августа 1941 г. бригада университета под руководством Константина Дмитриевича добилась лучших показателей в 150% (!) на одном из самых сложных участков – на выгрузке древесины из воды и из барж, выкатке ее на берег, укладке дров в штабеля.

В конце лета 1941 г. фронт продвинулся к Петрозаводску (1 октября 1941 г. столица Карелии была полностью оккупирована финской армией). В городе началась эвакуация промышленных предприятий и культурных объектов. В последние дни сентября уезжали люди: эвакуация была столь спешной, что многие не успели взять с собой даже теплой одежды. Еще в августе 1941 г. было принято решение об эвакуации университета в республику Коми, в г. Сыктывкар. Полтора месяца руководил эвакуацией университета его ректор К.Д. Митропольский. Назначенный начальником эшелона, он вывез не только значительную часть имущества университета, но и эвакуированных жителей Петрозаводска.

В эвакуации университет продолжил свою работу, тесно взаимодействуя с педагогическим институтом Коми: руководство обоими вузами осуществлял К.Д. Митропольский. Новый учебный год в Сыктывкаре 1 ноября 1941 г. начинали 56 студентов-старшекурсников (на это был специальный приказ не брать в армию студентов четвертых-пятых курсов, дать им возможность доучиться). Лекции читали эвакуированные из Ленинграда профессора, неукоснительно – даже если в аудитории присутствовало 2-3 студента.

Многие студенты были физически истощены из-за постоянного недоедания и недосыпания, не имели помощи из дома и жили на стипендию и студенческий паек (400 граммов хлеба). Но умудрялись совмещать успешную учебу с самоотверженным трудом в помощь фронту – не могла студенческая молодежь остаться в стороне от всенародного движения! По-ударному трудились студенты на тяжелых сплавных работах, разгрузке барж, на уборке овощей, корчевании леса, мотыжении полей, прокладке шоссейных дорог, на промышленных предприятиях, в госпиталях; были шефами семей фронтовиков. Все студенты подписались на военный заем. Важное оборонное значение имела работа студентов геологического факультета в экспедициях на Северном Урале по изысканию полезных ископаемых – железа, полиметаллов, нефти и газа. Геологические работы требовали тяжелого физического труда.

Студентов воодушевлял личный пример их преподавателей и ректора университета К.Д. Митропольского, работавших вместе со студентами. «Сам же я тоже хожу с мозолями, багор часто бывает в моих руках. Более того, я научился им владеть, и неплохо», – писал Константин Дмитриевич о своих успехах на сплавных работах в письмах к родным.

Осуществляя постоянную помощь фронту, университет успешно выполнял свою главную задачу – подготовку специалистов. Это был тоже труд во имя будущего. «Программа напряженная, – отмечал ректор университета К.Д. Митропольский, – и это чувствуют товарищи и теперь крепко взялись за работу. Без труда не вырастить честных людей, не дать стране человека, который бы все умел – и делать, и думать». В этой замечательной фразе руководитель университета, педагог выразил важнейшую государственную установку, связанную с обучением и воспитанием студенчества – будущего потенциала страны.

Около трех лет работал университет в Сыктывкаре. В июле 1944 года, после освобождения Петрозаводска, Константин Дмитриевич, вместе с семьями сотрудников и студентами, вернулся из Сыктывкара в карельскую столицу.

Город сильно пострадал – после войны Петрозаводск отстраивали практически заново. Здание университета в ходе боевых действий было разрушено, представляло собой груду развалин; было уничтожено все оставшееся оборудование и библиотека. 20 августа 1944 г. состоялось университетское комсомольское собрание, на котором молодежь приняла решение: «Мы вновь оборудуем все кабинеты и аудитории университета, мы соберем все уцелевшие книги и передадим их в нашу библиотеку... еще шире развернем научно-исследовательскую работу на пользу нашей республике, организуем агитбригаду для Карельского фронта. Студенты своим трудом помогут в восстановлении города».

И слово свое сдержали – вместе с преподавателями участвовали в работах по восстановлению разрушенного Петрозаводска и университета, разбирали руины главного учебного корпуса и общежития. Каждый курс становился бригадой. Вместе со всеми трудился на восстановлении разрушенного университетского хозяйства и его ректор. Не чурался никакой, даже самой черной работы, попутно решая бытовые насущные нужды сотрудников университета и студентов.

Новый учебный 1944 год начался 2 октября, к занятиям приступило 242 студента. С начала 1944 г. призыв студентов и преподавателей в армию прекратился: необходимо было сохранить интеллектуальный и научный потенциал для будущего развития страны.

Материально-бытовые условия продолжали оставаться тяжелыми: занимались в две смены, в холодных аудиториях студенты сидели на лекциях в пальто, часто при свечах; с перебоями работал водопровод, отсутствовали необходимые материалы и оборудование. В общежитиях тоже было холодно и голодно. Но тяга молодежи к учебе была огромная: «Мы всеми силами старались учиться как можно лучше. Ведь надо было быть достойными тех, кто сражался и погибал на фронте», – вспоминала одна из студенток тех лет.

Руководитель университета Константин Дмитриевич Митропольский прилагал все усилия: личные, административные, партийные, депутатские – все, чтобы облегчить жизнь своих студентов и поддерживать на должном уровне учебный процесс в вузе.

Только-только стала налаживаться университетская жизнь, окрепло университетское хозяйство, как в августе 1945 г. К.Д. Митропольского отзывают из Карелии и перебрасывают на очередной, прорывной участок «педагогического фронта». И не куда-нибудь, а в Берлин. Здесь в течение пяти лет он принимает участие в формировании новой системы народного образования ГДР: работает в Берлинском университете, заведует отделом школ советской военной администрации Берлина.

После Германии Митропольскому было поручено налаживать систему высшего образования в советской Прибалтике. Из Вильнюсского университета, где он проработал проректором с 1952 по 1959 гг., Константин Дмитриевич ушел на пенсию. Жил в литовской столице. Вильнюс стал и местом его последнего успокоения.

Многолетняя педагогическая деятельность К.Д. Митропольского, неутомимого ученого-педагога, организатора науки и образования, была отмечена многочисленными грамотами Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетным знаком «Отличник народного просвещения», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне» и «За трудовое отличие».

А главной наградой стала память – теплые воспоминания его студентов, увековечение имени Константина Дмитриевича Митропольского на страницах истории образования в Новгородском крае и Карелии.

Приложения к материалу

  • smartroom.cs.karelia.ru