«Здания должны быть хорошими соседями для человека»
Архитектор Мейснер – один из наиболее ярких зодчих московского модерна, мастеров Серебряного века.
Александр Фелицианович Мейснер родился в Новгороде, в семье чиновника. Происходил из дворян – род Мейснеров внесен во 2-ю часть дворянской родословной книги Новгородской губернии.
В 1883 г. Александр Мейснер окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры. Ему посчастливилось начинать профессиональную деятельность архитектора на крупнейших, значимых градостроительных проектах Москвы – помощником у архитектора А.П. Попова, строившего Исторический музей, и у главного архитектора Московского университета К.М. Быковского, возводившего университетский городок на Девичьем поле. За возведение клиник Московского университета А. Мейснер был награжден главным «чиновничьим» орденом Станислава I ст.
Десятилетие 1890-1900 гг. – самое успешное в архитектурной практике зодчего Мейснера.
С 1890 г. он работал в качестве архитектора Лазаревского института восточных языков в Москве (составил его генеральный план, строил рекреационный и гимнастический залы при главном корпусе).
С 1892 г. Александр Мейснер – городской архитектор при Московской управе благочиния; он входит в состав Строительного совета и курирует строительство. Практическую работу успешно совмещает с преподаванием в художественных училищах – Строгановском и родном МУЖВЗ.
Он становится одним из самых «модных» московских архитекторов, востребованных родовитой московской знатью. С середины 1890-х годов Александр Мейснер – практически домашний архитектор Шереметевых. Проектировал их доходные дома, знаменитое Шереметевское подворье в Большом Черкасском переулке (ансамбль под одной крышей торговых площадей, гостиничных номеров и апартаментов для сдачи в наём), загородные усадьбы и храмы, состоял архитектором шереметевского Странноприимного дома.
При строительстве деловых и торговых зданий архитектор Мейснер придерживался рациональной системы планировки и наружного оформления, оставляя открытой каркасную структуру здания, с рядами огромных остекленных проемов в нескольких этажах (так оформлен внутренний двор Шереметевского подворья).
В архитектуре жилых зданий Мейснер использовал роскошные, сочные формы различных исторических стилей, чаще барокко. С 1900 г. излюбленным стилем архитектора становится модерн в его первоначальном, франко-бельгийском варианте. Модерн – это богатый декор, много стекла и изящного кованого металла. Александр Мейснер щедро декорировал дома растительными орнаментами, абрамцевской керамикой. Говорили, что листья винограда на фасаде мейснеровских зданий как будто «застыли в трепетном ожидании нового порыва ветра».
Особенность, «узнаваемость» почерка Мейснера – проработка горизонтальных членений между этажами. Каждый этаж, включая отводимый под магазины первый, имел свою индивидуальность, особое художественное оформление. «Он тщательнейшим образом прорисовывал рамы витрин, места для вывесок, полотнища дверей, решетки ворот, то есть творил тот предметный мир, который прежде всего воспринимается городским пешеходом…».
«Здания должны быть хорошими соседями для человека» (П. Тайри) – и вдохновенный, причудливый зодчий Мейснер стремился превратить в жемчужину городского ансамбля даже унылый доходный дом, коих строилось множество.
Так, в 1902-м году на Тверском бульваре было возведено внушительное по размерам, роскошное шестиэтажное здание, вызвавшее фурор в Первопрестольной. Доходный дом Санкт-Петербургского страхового общества (известный также, как дом Коробковой) венчала башня-купол с застывшей на ней скульптурой дракона. Ограждение балконов, «подвешенных» меж выступающими эркерами, осенялось крыльями огромных орлов. Переплеты окон напоминали искусно свитую паутину. На фасадных плоскостях были размещены изваяния летучих мышей, сов и ласточек. Под карнизной частью, по всей длине здания, был устроен зауженный балкончик, стилизованный под навесной мостик над пропастью устрашающей глубины. Это архитектурное чудо Александр Фелицианович Мейснер сотворил вместе с известным московским зодчим А.У. Зеленко. Жаль, что сегодня мы не увидим этого великолепия: здание сильно пострадало в пожаре 1917 года, после революции его отремонтировали в обычный и непримечательный дом начала 20 в. В утешение мы можем взглянуть на другую работу Мейснера – сохранившийся доходный дом В.И. Канановой на Б. Сухаревской пл., 16/18.
А вот свой собственный дом (1-й Неопалимовский переулок, № 6) архитектор Мейснер выстроил и оформил гораздо скромнее. Двухэтажный (в глубине двора, за флигелем), с садом за высоким каменным забором с небольшой решеткой, он был украшен только вставками из небольших керамических плиток и несколько необычным рисунком ограды. В этот доме Александр Фелицианович прожил с 1909 до своей кончины в 1935 году.
И еще об одном проекте Мейснера с благодарностью вспоминают Москва и москвичи.
В 1903 г. успешный архитектор Мейснер получил заказ на перестройку и расширение здания Благородного собрания, построенного Казаковым в XVIII в. Надо отдать должное его историческому и художественному такту: старый особняк Мейснер пожалел, и все перестройки осуществил в пропорциях и стиле классицизма XVIII века. Он надстроил Благородное собрание третьим этажом, изменил композицию фасадов (колонны с первого этажа поднял на второй) и внутреннюю планировку, заложил окна верхнего света в Колонном зале. Однако интерьер казаковского Колонного зала и прилегающих гостиных сохранил нетронутым – здесь красота классической архитектуры представлена во всем своем великолепии.
Здание подросло и поправилось, но от этого не потеряло своей легкости и изящности, таковым оно и осталось сегодня. Оно известно всей стране как Дом Союзов, а его знаменитый Колонный зал, как и двести лет назад – один из самых торжественных парадных залов Москвы, место проведения больших государственных мероприятий и грандиозных концертов.
К 1917 году Александр Фелицианович Мейснер подошел с репутацией одного из самых плодовитых и аристократических зодчих Москвы. Автором проектов большого числа великолепных общественных и жилых зданий, самыми известными и яркими из которых считаются Коронационное убежище в Сокольниках и церковь Смоленской Богоматери при нем, Петровско-Александровский приют (дворянский пансион).
После революции Александр Мейснер остался в России, продолжал работать в Москве. В 1918 году был принят на работу в строительный отдел Бюро Московского совета районных дум, в 1927 г. получил должность заместителя губернского инженера. Преподавал в строительном техникуме, строил для медицинских учреждений. Строительная практика его была весьма ограниченной. Естественно, виноградные листья на фасадах были не в духе времени и уже никого не интересовали: на повестке дня были вопросы массовой застройки и технологии удешевленного строительства. О чем в 1925 году А.Ф. Мейснер подготовил и издал книгу.
Последняя работа архитектора Мейснера, его «лебединая песня» – Медико-биологический институт на Большой Калужской (1928-34 гг.). Сквозь внешний авангард здания пробиваются такие чистые классические пропорции, что некоторые критики даже придумали для последнего мейснеровского творения термин – «пролетарская классика».
В 1934 году, за год до смерти, Александр Фелицианович Мейснер по случаю 50-летия творческой деятельности был удостоен звания Героя Труда (статут 1927 г.) и персональной пенсии.
Сохранившиеся сегодня в Москве постройки А.Ф. Мейснера практически все являются объектами культурного наследия. Эти солидные, в мягких огнях фонарей, старые здания на исторических московских улочках – неотъемлимая часть неповторимого архитектурного облика русской столицы…