На бриге «Рюрик» – четырежды через экватор
«Рюрик» – двухмачтовый бриг Российского Императорского флота водоизмещением 180 т. Построен из выдержанного соснового леса. Точные размеры судна неизвестны, но исходя из грузоподъемности брига эксперты предположили длину около 30 м, ширину 7,1 м и осадку около 2-х метров. Вооружение брига составляли восемь орудий, а экипаж состоял из 34-х добровольцев. Построен в финляндском Або (Турку) в 1815 г. для кругосветной экспедиции.
Экспедиция на «Рюрике» (1815-1818) была первой русской кругосветкой, организованной специально для географических открытий и научных исследований. Ее главной задачей было отыскание северо-западного морского прохода со стороны Берингова пролива в Атлантический океан, придерживаясь берегов Северной Америки. Кроме главной цели, экспедиции было предписано: исследовать побережье Северной Америки южнее и восточнее Берингова пролива, проникнуть на территорию современной Аляски в совершенно неизвестные внутренние районы, исследовать острова в центральной части Тихого океана.
Финансировал предприятие (постройку брига, снаряжение экспедиции и плавание) граф Н.П. Румянцев – выдающийся государственный деятель, канцлер, меценат, поборник науки и сторонник расширения российского влияния в бассейне Тихого океана и в Северной Америке. А инициатором и душой был знаменитый мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн, возглавлявший в 1803-1806 гг. первую кругосветную экспедицию под русским флагом. Он же составил для экспедиции на «Рюрике» инструкции по морской части были и назначил руководителя. Им стал лейтенант Отто Коцебу – Крузенштерн хорошо помнил его 15-летним толковым гардемарином на шлюпе «Надежда» в кругосветном своем плавании.
Капитану «Рюрика» Отто Коцебу к началу кругосветки исполнилось 28 лет. Под стать ему была и команда из таких же отважных и очень молодых людей: возраст офицеров, штурманских учеников, естествоиспытателей и корабельного врача составлял 22-27 лет. А самым молодым на борту оказался двадцатилетний художник Логин Хорис, приглашенный в экспедицию «для положения на бумагу всех предметов новых и любопытных, встречающихся... на каждом шагу в путешествиях сего рода». Благодаря ему до нас дошли достоверные картины трехлетнего удивительного плавания.
Ранним утром 30 июля 1815 года бриг «Рюрик» поднял паруса и покинул Кронштадт.
Далее впечатляющий маршрут экспедиции пролегал через Копенгаген (Дания) – Плимут (Великобритания) – Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) – Флорианаполис (Бразилия, Портгугалия) – Консепсьон (Чили) – Маршалловы острова – Петропавловск-Камчатский (Россия) – Уналашка (Аляска, Россия) – Гавайские острова (Королевство Гавайи) – Маршалловы острова – Гуам (Испания) – Манила (Испания) – Кейптаун (Великобритания) – остров Святой Елены (Великобритания) – Портсмут (Великобритания) – Копенгаген (Дания) – Ревель (Россия) – Кронштадт (Россия).
Экспедиция была снабжена совершенными астрономическими и физическими инструментами, самыми новейшими изданиями карт и атласов. Исследования начали проводиться с выхода корабля в Атлантический океан. Регулярно определялись географические координаты, и оказалось, что многие острова, до того показанные на картах, либо не существуют вовсе, либо положены на карту совершенно неверно. Очень важны были метеорологические и океанологические наблюдения. С «Рюрика» было произведено около 400 измерений температуры и плотности поверхностных и глубинных, на уровне километра, вод океана. Впервые в океанологической практике Коцебу измерял относительную прозрачность морской воды.
Они были продолжены в Тихом океане, где открытия и исследования доставили морякам наибольшее удовлетворение.
За время путешествия экспедиции в тихоокеанских морях было открыто 12 населенных и необитаемых островов и на карте Тихого океана появились русские названия: атоллы Румянцева, Крузенштерна, Кутузова, Суворова, Чичагова, Аракчеева и др.
Многие из коралловых островов были не только открыты и описаны экспедицией Коцебу, но и впервые была высказана гипотеза о природе их происхождении. Как наиболее научно точную, ее отмечал Ч. Дарвин и ссылался на труды экспедиции.
А на основе вида и положения Берингова пролива, сравнительного изучения азиатского и американского его побережий О. Коцебу сделал предположение о том, что Азия некогда была соединена с Америкой. Русской экспедицией впервые в Северной Америке был открыт и описан ископаемый лед и найден в нем бивень мамонта.
Не менее впечатляющей была этнографическая часть экспедиции. Сведения и коллекции, привезенные Коцебу с островов Туамоту и Маршалловых, которых в то время еще не коснулась европейская цивилизация, представляли и представляют до сих пор исключительный этнографический интерес.
К сожалению, через два года плавания так хорошо слаженную, плодотворно работу пришлось прервать из-за ухудшения здоровья О.Е. Коцебу. В апреле 1817 года, во время бури у мыса Горн, стоявший на вахте капитан «Рюрика» получил сильный удар в грудь об острый угол. После жестоких ушибов капитан не смог оправиться, и все больше времени он вынужден был проводить в каюте. Коцебу мечтал, «презирая опасность смерти, закончить свое предприятие», однако в июле 1817 г. был вынужден принять трудное решение – изменить план экспедиции: «Не раз я решал вопреки грозившей смерти довести до конца начатое предприятие; но когда я снова думал о том, что предстоит еще тяжелое обратное плавание на родину и что, возможно, судьба «Рюрика» и жизни моих спутников зависят от моей собственной жизни, я почувствовал, что должен смирить честолюбие».
Экспедиция возвращалась на родину по Тихому океану через Гавайские, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова и далее вокруг Азии и Африки, в четвертый раз пересекая экватор. Довелось им пройти и ввиду острова Св. Елены, где англичане, охранявшие заточенного здесь Наполеона, встретили «Рюрика» пушечными выстрелами с береговой батареи.
Бриг вернулся в Кронштадт 3 августа 1818 года, и вскоре встал на якорь на Неве против дома Н.П. Румянцева. Один из очевидцев вспоминал: «… Был на Рюрике, стоящем против дома канцлера на Аглинской набережной. Красивое судно и наполнено разными любопытными зверями и вещами. Видел я прелестную мантию или род пелерины, составленной из перьев разных птиц. Это назначено было подарком Государю от короля Сандвичских островов. Видел я тут разное одеяние диких народов, обезьян, шлюпки диких и проч. Есть тут два алеута, которые в беспамятстве от красоты Петербурга. Один сказал: «Это верно весь свет съехался вместе». Понять не могут, как можно было построить такой город, такие дома».
В связи с прерванным плаванием одна из важнейших целей экспедиции – отыскать морской путь из Берингова пролива в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки – не была выполнена. Однако ее итоги все равно оказались блестящими. Плавание на «Рюрике» стало одной из наиболее важных в научном отношении экспедиций XIX века: было совершено более 400 важнейших географических открытий в районе Берингова пролива и в южной части Тихого океана – островов, бухт, заливов; уточнены и «закрыты» многие проблематичные открытия более ранних мореплавателей.
И еще одно важное, гуманистическое открытие было сделано участниками трехлетнего плавания на «Рюрике»: «Человек везде тот же – и просвещенный, и дикарь. И обитатель острова Румянцева, осеняемого пальмами, и житель земель, покрытых березами, склонившимися от снегов северных, суть дети общей матери, удаленные от ней некоторыми только обычаями». Жители тропических островов, с которыми тесно и дружелюбно общались путешественники, на портретах корабельного художника Л. Хориса из его альбома «Живописное путешествие вокруг света» удивительным образом походили на античных богов и героев…
За кругосветную экспедицию на «Рюрике» О.Е. Коцебу был награжден чином капитан-лейтенанта, орденами св. Владимира 4 ст. и Св. Георгия 4 класса. По результатам плавания были изданы обширные научные труды.
А что же «Рюрик», верный товарищ отважных мореплавателей? Прошедший под парусами 696 суток, потрепанный ветрами и штормами двух океанов, разделивший с моряками смертельные опасности длительного плавания. Маленький парусник, так им полюбившийся, о котором Отто Коцебу писал в своих записках: «Рюрик», имея малую осадку, мог легко подходить близко к берегам, а его удобное внутреннее устройство способствовало сохранению здоровья всего экипажа».
После экспедиции «Рюрик» был куплен Российско-американской компанией у Н.П. Румянцева, ее акционера, и отправлен в Новоархангельск – нынешний американский город Ситка.
Имя брига «Рюрик» не единожды увековечено на карте Мирового океана. В его честь участники экспедиции О. Коцебу назвали атолл (ныне Арутуа) в Тихом океане, пролив (ныне Унимак) в Беринговом море у Алеутских островов, проход у Маршалловых островов. Позднее, в 1820-х годах, именем брига «Рюрик» русские моряки назвали риф в Тасмановом море и гавань в заливе Аляска.
Душевно отозвался о легендарном бриге и экспедиции адмирал С.О. Макаров: «Возьмем корабль «Рюрик», на котором в 1815-1818 гг. Коцебу совершил свое первое кругосветное плавание, и крейсер «Рюрик», строящийся в настоящее время в Санкт-Петербурге. Оба эти судна имеют назначение – плавать на океанском просторе, но в то время как прежний «Рюрик» имел водоизмещение только 180 тонн, нынешний «Рюрик» имеет водоизмещение 10 500 тонн... Но хотя современный крейсер и превосходит в 60 раз во всех отношениях корабль бессмертного Коцебу, мы не можем рассчитывать, чтобы он во столько же раз больше привез научных исследований. «Сила не в силе – сила в любви», и нет прибора, которым можно было бы измерить эту силу, так как она неизмерима. Научные исследования будут производиться независимо от размеров кораблей…».