«Дивное диво – горит, не сгорая, Неопалимая Купина!»
Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к которой молятся об избавлении от пожаров, был возведен в новгородском Юрьевом монастыре по повелению архимандрита Фотия (Спасского). Назначенный в обитель в 1822 году, отец Фотий нашел братию в большой бедности, а многочисленные деревянные постройки – в ветхости. Но начало возрождения Фотием древнего монастыря было отмечено большим пожаром 1822/23 года. Это был знак.
4 сентября 1828 года Фотием заложена была церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», охранительницы от «огненнаго запаления и молниеноснаго грома» – как просьба к Богу о защите монастыря от пожаров. Строили церковь не отдельным зданием: по проекту губернского архитектора М.М. Праве к ней примыкали с востока и запада симметричные корпуса больничных келий, образуя Южный (больничный корпус) для проживания больных и престарелых монахов. По окончании строительства корпуса, 20 августа 1831 года храм освятили.
О. Фотием была составлена и особая служба в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Напоминающая о том, что это икона Богородицы, и мы возносим к ней наши молитвы об избавлении не толького от огня пожара, но и от огня духовного – последствий необдуманных поступков, соблазнов, душевных недугов.
До революции Неопалимовская церковь, как и все храмы величественного Юрьева монастыря, блистала богатством внутреннего убранства. Вместе с обителью пережила все бури и потрясения XX века: гонения на Церковь в новой коммунистической России, разорение и разграбление обители в 20-30 годах, хозяйничанье немецких и испанских оккупантов, послевоенные советские учреждения и коммунальное жилье в перепланированных корпусах и храмах, стоявших без иконостасов. До 1991 года храм, как все постройки монастыря, пребывал в разорении.
25 декабря 1991 года, благодаря усилиям епископа Новгородского Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви. Обитель была вновь учреждена Синодальным решением от 2 октября 1993 года. За короткий срок был отремонтирован Северный корпус с Крестовоздвиженским собором и в обители снова стала совершаться Божественная литургия. Затем дошла очередь до Южного братского корпуса с Неопалимовской церковью
В момент завершения ремонтных работ на храме произошло знаменательное событие, связанное с явлением Пресвятой Богородицы и Ее икон. Архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву была передана металлическая икона «Неопалимая Купина», которая явила себя в г. Юже Ивановской области. Символично, что Образ Богоматери был обретен в пламени печи мужчиной по имени Юрий – и появление иконы в Юрьевом монастыре было расценено, как промысел Божий.
Вот как рассказывают о чуде Явления в ивановских краях. В 1924 году на старом южинском кладбище была разорена часовня. Спасая медную иконку Неопалимой, кто-то вынес ее из часовни и прибил над веткой молодой сосны – для молитвы. Сосна росла прямо между тротуаром и проезжей частью улицы. Пережила войну. Иконочку на сосне можно было еще увидеть в 50-х: она стала зарастать, но немного проглядывала из-под коры. Потом про нее забыли. А в июле 1992 года именно в это дерево попала молния, расщепила сосну сверху донизу, и она засохла. Через четыре года засохшее дерево свалили на дрова, и достались они пенсионерам Кошелевым. Рачительные Кошелевы все распилили-раскололи, сложили в поленницу.
День 19 ноября 1996 года Юрий Иванович Кошелев запомнил на всю жизнь. Топил печь, подбрасывал поленья и, решив помешать угли, с кочергой в руках открыл дверцу… «В ореоле огня я увидел Пресвятую Мать Богородицу с Ребенком на руках. Казалось, что она шевелилась, так как пламя было живым. Жена схватила совок и стала вытаскивать полено. Оно оказалось с иконой. Я подставил ведро с водой, выхватил полено из огня и опустил в воду. Я отсоединил икону от полена. Взяв тряпочку, я стал оттирать икону, и она заблестела, как бы не была в огне и печи».
Медная икона была небольшой: 9х10 см. Она так вросла в ствол дерева, что Юрий Иванович даже не заметил ее при колке дров. Жена Юрия Ивановича перерыла всю поленницу – и нашла второе, не сожженное полено, примыкавшее к иконе с другой стороны. На нем был отпечаток лицевой стороны образа. Находку показали местному батюшке, и тот сразу узнал изображение – «Неопалимая Купина». А еще он сказал, что икона когда-то была покрыта цветной эмалью.
О случившемся Кошелевы сообщили в Новгород, жившим там верующим дочерям. Одна из них, Ирина, работала в реабилитационном центре близ Юрьева монастыря и поделилась с монахами удивительной новостью. О Явлении узнал Новгородский архиепископ Лев и упросил южских жителей передать икону в Юрьев монастырь. Юрий Иванович Кошелев расстался с реликвией без колебаний: твердо знал, что нашедший икону непременно должен отдать ее в церковь.
Именно в это время храм во имя иконы Неопалимой Купины в Юрьевом монастыре готовился к освящению. Владыка Лев благословил мастеров вделать икону в большую доску с изображением кроны дерева и двух ангелов, благоговейно держащих образ на руках. В таком виде явленная в огне, как и ветхозаветная Неопалимая Купина, икона стала почитаться главной святыней Неопалимовского храма.
В истории появления в Новгороде иконы, явленной далеко за его пределами, за внешней случайностью событий просматривается поистине промысел Божий. Уж больно много удивительных совпадений связывает ивановскую Южу со Свято-Юрьевым монастырем. И самое яркое из них – судьба и личность ревностного архипастыря епископа Виктора (Онисимова). Новгородский уроженец, он много лет был архимандритом Юрьева монастыря (1775-1782), а с 1783 по 1800 годы правил Владимиро-Суздальской епархией, в которую входило село Южа-Никольское. Сведенный с кафедры императором Павлом I, владыка Виктор был снова отправлен «на смирение» в любимый им новгородский Свято-Юрьев монастырь, откуда позже был переведен в Хутынский. Скончался он 29 марта 1817 года в Юрьевом монастыре, погребен в паперти соборной Георгиевской церкви.
Увы, но рассказ о Неопалимовском храме и обретенной иконе приходится заканчивать на печальной ноте. В 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и следы ее теряются где-то в окрестностях Санкт-Петербурга.
Но явление иконы, обретение Образа – это божественное действо, которое объяснить невозможно. Благословенные иконы приплывают по воде, обретаются нетленными после пожарищ, находятся по молитвам верующих в завалах ненужного хлама. А «Неопалимая Купина» – она из тех загадочных икон, что не исчезают во времени и обязательно являются вновь. И нам остается только ждать.
Да и воры, как знать, может убоятся Божьего гнева, одумаются люди, усовестятся. Ведь известна история с наполеоновским солдатом, который похитил в московском храме серебряную ризу с «Неопалимой Купины», прельстившись красотой и богатством. Грабитель в скором времени вернул украденное со словами: «как я снял ее, меня мучает сильная тоска». Или сейчас другие люди?