«Самое главное для художника – быть взволнованным…»
Культурную жизнь и художественное пространство Новгорода 1970-80-х годов невозможно представить без Владимира Викторовича Журавлева – талантливого скульптора, интересного живописца, замечательного педагога.
Так случилось, что в общем-то потомственный новгородец Журавлев родился далеко от здешних мест – на Дальнем Востоке, на станции Корфовская Хабаровского края
Дмитрий Михайлович Анисимов, племянник: «Моя мама – его сестра – тоже родилась в Хабаровске. Но их родители не коренные хабаровчане, их туда забросила военная служба. В Новгороде родилась и до войны жила их мама. Сюда вся семья и переехала в 60-е годы»
Увлеченность художественным творчеством – она у Владимира из детства. Отец, Виктор Васильевич Журавлев, человек яркий, многоодаренный, сам увлекался рисованием и учил этому детей – Владимира и его старшую сестру Татьяну. Несомненные способности детей, огромное их желание продолжить художественное образование стали одной из основных причин переезда семьи с Дальнего Востока: там, где они жили, таких возможностей не было.
В Новгороде Владимир занимается в изостудии Дома пионеров под руководством Тамары Александровны Гавриловой, первого нашего профессионального скульптора. Это определило его жизненный путь художника-скульптора.
Владимир Журавлев оканчивает среднюю художественную школу при Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (преподаватели: В.Н. Китайгородская, В.И. Баженова), затем три курса этого же института по классу скульптуры (преподаватели: М.К. Аникушин, И.В. Крестовский, В.Н. Соколов).
В начале 1970-х Владимир Журавлев возвращается в Новгород. А в 1973 году вместе с другом, художником А Варенцовым, организует в Новгороде детскую художественную школу.
Заслуженный художник России Александр Варенцов вспоминал: «Мы с Володей 11 лет были вместе. Встретились в студии Дома пионеров. Потом занимались в студии Владимира Степановича Рябова, Дмитрия Власовича Журавлева, учились в Питере, часто встречались. Когда мне предложили стать директором открывающейся детской художественной школы, он только что вернулся из армии. Я – нему: «Давай художественную школу открывать». Он говорит: «Давай». Так все в 1973 году и началось. Оборудовали помещение – 2 комнаты плюс чердак. И мы вместе преподавали 17 лет»
У неразлучных друзей в Новгороде было прозвище «очки и борода» – статный, с неизменной бородой Варенцов и высокий, худощавый, романтического вида юноша в очках Журавлев. Вместе участвовали в выставках молодежной секции новгородских художников; летом, во время отпусков уезжали в батецкую Удраю – работать
Четырехклассная детская художественная школа стала любимым детищем молодых художников. Владимир Журавлев на протяжении долгих лет занимался с детьми скульптурой и рисунком. Его ученики сохранили самые добрые воспоминания о школе и своем наставнике. «Он очень хороший был человек, добрый, терпеливый» – это о Журавлеве, а еще детская память сохранила впечатление, как приходил он в школу со своею собакой, прекрасной серой догиней…
Молодые наставники учили не только, как держать резец, кисть и карандаш, а гораздо большему:
Олег Анатольевич Васильев, ученик, нынешний директор Детской школы искусств: «Когда мы пришли в художественную школу, мы поняли, что здесь нас будут учить совсем не так, как в обычных школах. И это мгновенно расположило нас к этим людям. Мы дневали и ночевали в школе. Мы слушали Владимира Викторовича и Александра Алексеевича, открыв рот, потому что они не боялись говорить о том, чего мы не видели и не слышали раньше. Они воспитывали в нас личность. Открывали тот мир искусства, который был закрыт для нас в то время. Их работы сильно отличались тогда от принятых…»
Наряду с преподаванием Владимир Викторович активно продолжал работать как скульптор. Он работает в разных материалах, в разных жанрах скульптуры. Именно тогда формируется особый, легко узнаваемый почерк художника. В своих работах он раскрывается как удивительно тонкий лирик-портретист, наследник русских импрессионистических традиций в скульптуре. Его скульптурные портреты привлекали внимание зрителей высоким художественным уровнем, яркой образностью, внутренней динамикой. Особенно его женские портреты, о которых критики писали: «красота новгородских девушек воспета и увековечена». В них тонкая живописная пластика, нежность линий, особый наклон головы, воздушность…
«В скульптуре он – Мастер. И мастер значительный. Это российский романтизм. Сейчас практически так никто не лепит. Очень эмоционально. Чувственное дуновение жизни. Это скорее импрессионизм в скульптуре, иначе не назвать. Образы тончайшие», – считает его ученица, Татьяна Маркова, преподаватель рисования. Как это перекликается с роденовским «Завещанием» молодым скульпторам: «Самое главное для художника – быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом – художником»!
Со своими работами Владимир Журавлев участвует во всех областных выставках. А с 1975 года работы молодого новгородского скульптора были представлены на зональных выставках «Советский Север», республиканских – «Молодость России», «Советская Россия-5», «Мое Нечерноземье» и других.
В 1976 году его приняли в Союз художников СССР. Наряду с творчеством, Владимир Журавлев активно работает в Новгородском отделении Союза художников РСФСР: с 1979 года – член его правления, руководитель молодежного объединения.
В 1981 году Владимир Журавлев становится Лауреатом премии Новгородского комсомола.
С середины 1980-х годов художник обращается к моментальной скульптуре. Это особая страница его биографии. Он создал памятники павшим воинам в Мясном Бору, в Колмово, в Малой Вишере. К сожалению, из всех монументов сохранился только один – «Скорбящая мать», что в Малой Вишере.
О работе над монументами и их судьбе рассказывает племянник скульптора, Д.М. Анисимов:
«В середине 1980-х для воинского захоронения в Колмово новгородским скульптором В.В. Журавлевым был создан памятник – бетонная фигура воина-автоматчика высотой 4 м. Этот памятник, как и остальные монументальные скульптуры В.В. Журавлева (в том числе, сохранившаяся до настоящего времени в Малой Вишере), был изготовлен из железобетона. С выполненной в глине в натуральную величину скульптуры делалась гипсовая форма, разделявшаяся на части. На заводе ЖБИ эту форму собирали на металлической арматуре и заливали бетоном. Со временем от перепадов температуры и замерзания воды памятник начал сильно разрушаться. В 1995 году, в преддверии празднования 50-летия Победы, Владимир Викторович в течение нескольких дней прямо на месте вручную восстанавливал скульптуру. Он очень переживал за ее плачевное состояние и сетовал на то, что невозможно отлить памятник заново. Памятник снесли в начале 2000-х годов.
А стоящая до сих в Малой Вишере пронзительная «Скорбящая мать» с надписью на постаменте «Маловишерцам, павшим в боях за Родину 1941-1945» создавалась в 1991 году так. Сначала была вылеплена из специального пластилина миниатюра высотой около 20 см, но очень точная, до мельчайших деталей. Потом из глины на каркасе – фигура в натуральную величину. Она с учетом поворотной площадки, на которой размещалась, занимала почти все пространство мастерской с потолками высотой в 2 этажа»
Большинство работ скульптора Журавлева остались в гипсе. Хотя этот материал всегда считался как бы вспомогательным для скульпторов, но именно он наиболее зримо передает руку и мысли художника. Владимир Викторович его замечательно тонировал. Как и образы Журавлева, материал нежный и хрупкий, а потому легко разрушаемый…
Живописец Журавлев известен лишь узкому кругу родных и друзей, хотя живописью он занимался на протяжении всей жизни. Наверное, все, что он не мог решить в скульптуре, он решал в живописи. Натюрморты, пейзажи, портреты Владимира Журавлева – по словам исследователя его творчества Т. Зозуленко «это не живопись «выходного дня», а серьезное профессиональное искусство, которое превратилось в своеобразный личный дневник человека и художника».
Владимир Викторович рано ушел из жизни, в 47 лет. И это стало утратой для знавших и любивших его, для всего новгородского искусства.
Д.М. Анисимов, племянник: После его смерти перебирали все работы. Многие из них до тех пор не видел никто. Поскольку хранить картины и скульптуры стало негде – мастерскую нужно было сдать, – несколько картин оставили себе близкие родственники и друзья, остальные передали в музеи. Скульптуры были переданы практически все, но в хранилища музеев попали только отобранные, как имеющие художественное значение.
Сегодня в коллекции Государственного музея художественной культуры Новгородской земли хранится 44 скульптуры, 81 живописная работа и графика В.В. Журавлева. Наследство рано ушедшего мастера. С ними можно познакомиться на сайте Новгородского музея-заповедника в разделе «Коллекция».
В январе 2009 года, к 60-летию художника Владимира Викторовича Журавлева, в Музее художественной культуры Новгородской земли была открыта выставка его памяти «Знакомый незнакомец».
Ее открытие стало теплой встречей родных, друзей и коллег художника. На встречу с Мастером и своим любимым педагогом пришли и его ученики, многим из которых он открыл путь в профессию. Выставка стала откровением даже для тех, кто его хорошо знал. Многие впервые увидели живопись скульптора Журавлева – яркую, энергичную, своеобычную, очень цельную, гармоничную, несмотря на видимую изломанность линий. Не несущую отпечатка времени, очень современную, потрясающую по своему живописному исполнению. А на натюрмортах – знакомые предметы, которые когда-то стояли в детской художественной школе… Родные. Как будто машина времени сработала…
----------------------------
Сердечно благодарим семью художника за участие и большую помощь в подготовке материала.