«Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новгороде…»
«К чему не обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, публицизму, изучению истории», – писал В.Г. Белинский. Именно Н.М. Карамзин был первым в России официальным историографом, и его главным трудом на все века остается многотомная «История Государства Российского» – труд равно и исторический, и литературный.
Здесь русские открыли для себя свою собственную, величавую и разнообразную, а по числу благородных героев – непревзойденную историю. Как писал Пушкин в ту пору, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества». Ею зачитывались, как художественным произведением: она написана ясным и точным языком, насыщена яркими и образными изображениями исторических событий, психологическими портретами выдающихся исторических личностей. Пушкин назвал карамзинский труд «созданием великого писателя и подвигом честного человека».
История новгородской земли получила широкое освещение на страницах «Истории Государства Российского». Выдающаяся заслуга Карамзина состоит в том, что он впервые использовал огромное количество исторических источников – летописей, древних грамот, Судебников, записок иностранцев. Помещенные в примечаниях, они до сих пор служат историкам своеобразным архивом. Для изучения древних источников Карамзин неоднократно посещал Новгород. Знаменательно, что «История Государства Российского» начинается и заканчивается новгородскими страницами – от призвания новгородцами варяжского князя Рюрика до событий начала шведской оккупации новгородских и северо-западных земель. Скоропостижная кончина не позволила Карамзину завершить труд – он довел свою «Историю…» до 1611 года, когда «Тихвин, Ладога сдалися [генералу] Делагарди на условиях новгородских; Орешек не сдавался…».
Карамзин выделял новгородскую историю, называя ее «особенной». Он одним из первых создал законченную концепцию и происхождения Новгородской Руси, и истории Новгорода вплоть до Ивана IV Грозного. Будучи сторонником самодержавной власти в России, Карамзин высоко оценивал заслуги Ивана III в деле объединения русских земель вокруг Москвы и создания централизованного государства, считал падение Новгородской республики исторической неизбежностью. Карамзин писал так: «История должна прославить в сем случае ум Иоанна, ибо государственная мудрость предписывала ему усилить Россию твердым соединением частей в целое, чтобы она достигла независимости и величия, то есть чтобы не погибла от ударов нового Батыя или Витовта: тогда не уцелел бы и Новгород».
Но поддерживая идею самодержавия и объективно оценивая роль Ивана III, Карамзин не мог не признать: «сердцу человеческому свойственно доброжелательствовать республикам, основанных на коренных правах вольности, ему любезной». И сердце Николая Михайловича Карамзина, писателя-художника, просвещенного русского дворянина, симпатизировало вечевой республике и ее гражданам. Он выделял их среди жителей Руси: «Новгородцы, имея правление народное, общий дух торговли и связь с образованными немцами, без сомнения отличались благородными качествами от других россиян, униженных тиранством монголов». Само сопротивление новгородцев присоединению к Москве, по Карамзину, «не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние уставы свои и права».
Эти симпатии Карамзина особенно проявились в его новгородской повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803), рассказывающей о знаменательном историческом событии – падении Новгородской республики и присоединении Новгорода к Москве. Главной героиней повести Карамзин делает «гражданку новгородскую» Марфу Борецкую, защитницу новгородской вольности, возглавившую республиканскую антимосковскую партию вечевого Новгорода в борьбе против самодержавной власти. Карамзин не мог не восхищаться любовью к Новгороду, непримиримостью к завоевателям Марфы Борецкой, встретившей свой последний час словами: «Умираю гражданкой новогородскою». К личности Марфы Борецкой Карамзин обратился и в статье «Известие о Марфе-Посаднице, взятое из Жития св. Зосимы» (1803), где также возвеличивает эту «славную дочь Новгорода», ставя ее в ряд «галереи россиянок, знаменитых в истории».
Именно Карамзин ввел образ Марфы Посадницы в русскую литературу и сделал его популярным в поэзии, прозе, драматургии – в творчестве П. Сумарокова, Ф. Иванова, М. Погодина, К. Рылеева, А. Одоевского, Р. Ступишина, Д. Мордовцева, А. Навроцкого, С. Есенина, Д. Балашова.
«История Государства Российского» и новгородская повесть Карамзина до сих пор не утратили своей исторической ценности и художественного обаяния. Какого русского, особенно новгородца, не взволнуют первые строки «Марфы-Посадницы»: «Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новгороде…»
Литература, использованная при подготовке статьи:
• Новгород в русской литературе XVIII-XIX вв. / составитель А.З. Жаворонков. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1959. – С. 13, 79-82.
• Н.М. Карамзин (1766-1826) // Писатели на Новгородской земле / научный редактор доцент А.З. Жаворонков. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1960. – С. 26-27.
• Тюрин В.В. «Сердце мое любит славу Отечества…» // Тюрин В.В. На земле Садко. – Л.,1986. – С.43-52.
• Андреев В.Ф. Карамзин Николай Михайлович // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 237.
• Смирнов В. Карамзин Николай Михайлович // Смирнов В. Памятник государства Российского. – М.: Вече, 2008. – С. 366-369.
• Новгород в русской литературе XVIII-XIX вв. / составитель А.З. Жаворонков. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1959. – С. 13, 79-82.