Человек, который открыл Северную землю
«Совокупность трудов Н.И. Евгенова доставила ему почетную известность как
выдающегося гидрографа и исследователя Арктики наряду со славными
именами Папанина, Кренкеля, Пахтусова, Литке, Врангеля».
Академик А.Н. Крылов
В истории России освоение районов Крайнего Севера и Северного Ледовитого океана занимает особое место. Северный морской путь через моря Ледовитого океана является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике. Эта трасса открыта и оборудована исключительно усилиями нашего государства. За любым большим и малым событием или исследованием в Арктике стояли самоотверженные, увлеченные, мужественные и трудолюбивые люди – моряки, летчики, геологи, гидрографы, связисты, зимовщики полярных и дрейфующих станций и, конечно, ученые. И в первом ряду полярных исследователей значится имя нашего земляка Николая Ивановича Евгенова, профессионального моряка, капитана дальнего плавания, одного из активнейших участников открытия и освоения Северного морского пути, выдающегося ученого-гидрографа.
Работа полярного гидрографа нелегка, подчас опасна и очень ответственна. Гидрографы, как саперы, всегда шли впереди: составляли карты, с которых начиналось изучение и освоение полярных районов, а затем в качестве лоцманов и штурманов обеспечивали проводки судов по ледовым морям. Как писал Ф.П. Литке, которому Северный Ледовитый океан обязан своим названием, «работа гидрографа есть вообще работа неблагодарная. Взглянув на лист бумаги, покрытый извилистыми чертами, изображающими берега, испещренный точками, которые представляют мели и каменья, всякий ли догадается, что нанесение так или иначе этих черт и крестиков стоило сочинителю нескольких недель, может быть месяцев, самых утомительных изысканий и соображений». В 1920-30 гг. Николай Иванович Евгенов был одним из самых опытнейших арктических гидрографов: он в совершенстве знал трассу Северного морского пути и был ведущим полярным лоцманом.
Николай Иванович Евгенов родился в селе Собачьи Горбы Новгородской губернии (сейчас это Пахотная Горка близ Кречевиц). Отец, Иван Михайлович, преподавал латинский и греческий языки в новгородской гимназии. Родители хотели, чтобы сын тоже стал педагогом и прочили ему исторический факультет Петербургского университета. Но сын бредил морем. В Нарве, куда семья переехала в 1893 г. из Новгорода, гимназисту Коле Евгенову довелось встретиться с самим С.О. Макаровым, прославленным адмиралом, и это еще более укрепило его мечту о море. В 1902 году, невзирая на протесты домашних, Николай поступил в Петербургский морской корпус, блестяще сдав вступительные экзамены и преодолев по поводу своей близорукости все препоны медицинских комиссий. Учили в Морском корпусе основательно. За восемь лет обучения гардемарин Евгенов во время учебных плаваний побывал во многих европейских портах. В 1908 г. он был на Сицилии среди русских моряков, участвовавших в спасении пострадавших от разрушительного Мессинского землетрясения, за что в 1911 году получил памятную серебряную медаль.
В 1909 году Николай Евгенов в звании мичмана выпускается из Морского корпуса. На судне «Бакан», занимавшемся охраной русских территориальных вод в Баренцевом море, в 1910 году молодой мичман Евгенов впервые попал в Арктику, которая его заворожила. И когда в 1913 году ему предложили участвовать в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, он ни минуты не колебался. К работе в экспедиции Евгенов, окончивший штурманские офицерские классы, был готов. Экспедицией в составе ледокольных кораблей «Вайгач» и «Таймыр», полностью обследовавшей и «промаркировавшей» Северный морской путь, руководил военный гидрограф, будущий адмирал Борис Вилькицкий.
Здесь Николаю Евгенову посчастливилось стать участником крупнейшего географического открытия XX века – архипелага Северная Земля, последнего большого архипелага, открытого на нашей планете. Ранним утром 3 сентября 1913 г. вахтенный начальник «Вайгача», двадцатипятилетний лейтенант Евгенов первым увидел гористые очертания большого, прятавшегося в тумане берега земли, не обозначенной ни на одной на карте. Моряки дали ей название «Земля Императора Hиколая II» (переименована в Северную Землю 11 сентябpя 1926 г.). За научные работы в экспедиции (участие в предварительной обработке материалов экспедиции и составлении карты Северной земли) Н.И. Евгенов был награжден орденом св. Владимира 4-й степени.
16 сентября 1915 года специальная Гидрографическая экспедиция завершила исследования на трассе Северного морского пути, собрав обширные сведения по гидрографии, метеорологии, океанографии. Шла Первая мировая война, и лейтенант Николай Евгенов вернулся на воюющую Балтику: служил старшим офицером на эсминце «Орфей», в октябре 1917 г. принимал участие в моонзундских боях на эсминце «Капитан Изылметьев». За участие в боевых действиях балтийских эсминцев Н. Евгенов был награжден тремя орденами.
После демобилизации в феврале 1918 г. биография Николая Ивановича изобилует самыми замысловатыми событиями и сюжетами: отъезд на Дальний Восток, чтобы переждать наступающее смутное время подальше от столицы; работа в русском консульстве в США по разбору архива бывшего Морского министерства; служба в 1919 г. в Омске начальником Геодезического отдела Комитета Северного морского пути в правительстве А.В. Колчака, арест в Иркутске и освобождение за отсутствием состава преступления в феврале 1920 года.
В новой советской России тем временем разрабатывается правительственный план освоения Севера, включавший комплексное изучение природных ресурсов, научное исследование арктических морей с помощью ледокольных пароходов, полярной авиации и разветвленной сети гидрометеостанций. К реализации этого грандиозного плана было привлечено громадное число ученых и специалистов. Не остался в стороне и гидрограф Николай Иванович Евгенов – его экспедиционная жизнь пришлась в основном на этот героический период, время создания новых научных направлений в исследовании Арктики. Практически все полярные экспедиции 1920-30-х гг. проходили при его участии или под его руководством.
В 1920-1921 гг. Н.И. Евгенов (после смерти от сыпного тифа Ф. Матисена) руководил первой Советской арктической экспедицией по гидрографическому описанию устьев рек Лены и Оленека. Атлас Лены ниже Якутска и ее дельты с бухтой Тикси стал главным итогом этой экспедиции, за что Н. Евгенову была присуждена Золотая медаль Географического общества СССР.
В 1924 году на судне «Азимут» Евгенов проводил гидрографические работы у западного побережья Новой Земли. Тогда же, в качестве наблюдателя-гидрографа, он совершил первый в Арктике разведывательный полет на гидроплане с летчиком Б.Г. Чухновским для оценки возможности ледовой разведки.
Далее в течение семи лет (1925-1931 гг.) Николай Иванович возглавлял морскую часть Карских торговых экспедиций (массовое движение судов из Европы в Енисей), сыгравших огромную роль в освоении Северного морского пути. При Евгенове летние арктические навигации протекали безаварийно, укладывались в предельно сжатые сроки. Практическое назначение экспедиций не исключало научных исследований, без которых Карские экспедиции не могли бы успешно развиваться. Николай Иванович создал на флагманском судне оперативное гидрометеорологическое бюро для научного обеспечения проводки судов – первое в истории арктических плаваний. Итогом научной деятельности стала составленная Н.И. Евгеновым первая лоция Карского моря и Новой Земли. Эта работа была восторженно встречена моряками-полярниками и получила высочайшую оценку у специалистов, которые считали ее «не только первой лоцией этого района, но и первой лоцией научного характера, не сравнимой с лоциями типа простых мореходных пособий». За лоцию Карского моря Николаю Ивановичу Евгенову была присвоена ученая степень доктора географических наук.
Опыт Карских экспедиций был использован Н.И. Евгеновым в Северо-Восточной (Колымской) полярной экспедиции Наркомвода (1932-33 гг.), начальником которой он был назначен. Экспедиция должна была резко увеличить объем морских транспортных перевозок из Владивостока в восточный сектор Арктики, на Колыму. В 1932 г. экспедиция под руководством Евгенова зимовала в Чаунской губе (бухте) Восточно-Сибирского моря, и эта первая массовая зимовка в Арктике положила начало городу-порту Певек.
Для организации коммерческой эксплуатации трассы в 1932 году было создано Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП). Безопасность мореплавания в Арктике потребовала научно-оперативного гидрографического обеспечения, и в 1933 г. при ГУСМП создается Гидрографическое управление. На плечи Н.И. Евгенова, имевшего к этому времени громадный опыт гидрографических и транспортных работ в Арктике, легла организация научной деятельности нового управления. Николай Иванович занимал эту должность до 1938 года, совмещая административную работу с активной экспедиционной деятельностью: он участвовал в походе ледокола «Красин» для оказания помощи челюскинцам (1934), в трех высокоширотных экспедициях на ледоколе «Садко» (1935, 1937-1938). В общей сложности им совершено в Заполярье более двадцати морских походов.
А в 1938 году, на волне репрессий в стране, грянуло так называемое «дело гидрографов». 13 известных полярных исследователей были обвинены в измене родине и создании контрреволюционной диверсионно-террористической организации. Николай Иванович Евгенов был арестован, осужден на 8 лет и отправлен в лагерь: ему припомнили происхождение, сотрудничество с Колчаком, дружеские отношения с эмигрировавшими офицерами-гидрографами. Заступничество известных ученых, академиков А.Н. Крылова и Ю.М. Шокальского, было проигнорировано. Гримаса судьбы состояла в том, что ученый отбывал срок в северных полярных краях, им же когда-то открытых. Одному из немногих, Н.И. Евгенову посчастливилось вернуться домой и дожить до полной реабилитации в 1958 году.
В течение 1947-1951 гг. Николай Иванович Евгенов был профессором кафедры океанологии Ленинградского гидрометеорологического института, а затем вплоть до 1961 года работал старшим научным сотрудником Ленинградского отделения Государственного океанографического института.
Последние годы своей жизни знаменитый ученый, уже тяжело больной, занимался сбором, обработкой и подготовкой к публикации материалов той знаменитой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910-1915 гг., участником которой ему довелось быть. События Первой мировой войны, последовавшие за ней революция и гражданская война помешали своевременной публикации материалов и оставили в тени огромные заслуги этой экспедиции, которая, по словам великого Р. Амундсена, «…в мирное время возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира» и вернула России «право на почетное место в ряду стран – исследовательниц арктических морей». Гидрографическая экспедиция 1910-1915 гг. под руководством Б.А. Вилькицкого совершила первое в истории сквозное плавание через Ледовитый океан с востока на запад, обследовала и картографировала огромную морскую и прибрежную территорию от Берингова пролива до Архангельска, что позволило организовать регулярное плавание судов по этому кратчайшему морскому пути из Европы на Дальний Восток. Значение материалов экспедиции в освоении Севморпути трудно было переоценить, и Николай Иванович торопился. В 1960 году материалы экспедиции были готовы к изданию. Но этот бесценный опыт, руководство по мореплаванию еще долгие годы пылился в кабинетах чиновников, что как минимум на полвека задержало развитие северного мореплавания. Перестраховщиков пугало имя адмирала Колчака, бывшего командиром одного из ледоколов экспедиции, да и сам репрессированный автор как-то не вызывал доверия у издательских начальников.
Только через 20 лет после смерти Николая Ивановича Евгенова его книга «Научные результаты экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах» (в соавторстве с В. Купецким) вышла в Ленинградском отделении издательства «Наука». Даже несмотря на резко сокращенный по сравнению с рукописью вариант публикации, она стала научной сенсацией. Авторы стали лауреатами Государственной премии им. Шокальского – самой высшей и престижной в гидрометеорологии.
Круг научных интересов Евгенова всегда был необыкновенно широк. Хорошо его знавший полярный исследователь и ученый Я.Я. Гаккель называл Евгенова мореведом и так писал о нем: «На протяжении почти всей своей самоотверженной деятельности Николай Иванович находился в центре славных событий, которыми так богата история русского флота, мореплавания, изучения и освоения Арктики».
Сам же Николай Иванович скромно называл себя «географом-путешественником». Штурман, гидрограф и географ Евгенов умер 13 мая 1964 года, оставив людям более 130 научных работ, статей, книг.
Его именем названы: бухта на Новой Земле, мыс на Северной Земле и мыс в Антарктиде. Гидрографическое судно «Николай Евгенов» обеспечивает лоцманские проводки транспортов в порты Дудинка и Игарка. В июне 2019 г. арктический флот пополнился новым перевозчиком сжиженного газа – танкером-газовозом «Николай Евгенов» ледового Arc7 класса.
Не каждому выпадает в жизни звездный час и немыслимое счастье первооткрывательства. Николай Иванович Евгенов остался в истории как человек, открывший Северную Землю. Место, где находился ледокол «Вайгач» в момент открытия архипелага, ныне называется проливом Евгенова. Об этом же событии напоминает нам и скромная мраморная стела на могиле Н.И. Евгенова, что на петербургском Серафимовском кладбище: здесь изображена карта Северной Земли, силуэт корабля и дата открытия архипелага.