календарь подпроекты новости
Страны
Фильтр О ПРОЕКТЕ Участники СТАТИСТИКА

Боголюбов Алексей Петрович

(16) 28 марта 1824 – 26 октября (7 ноября) 1896

дата публикации: 2016-11-19последнее обновление: 2016-11-19

Русский художник-маринист,
мастер морской батальной живописи

Морской офицер, внук писателя А.Н. Радищева

Коллекционер и меценат, основатель Радищевского музея и художественного училища в Саратове

При жизни – Почетный гражданин Саратова 

Уроженец Новгородской губернии
(с. Померанье Новгородского уезда)

ВНУК РАДИЩЕВА, МОРЯК И ХУДОЖНИК

---------------------------------------------------------------------------------------------

В 1996 году Россия отмечала 300-летие основания своего флота. Празднование совпало со 100-летием со дня кончины Алексея Петровича Боголюбова – морского офицера и художника, создателя уникальной по художественной значимости и историческому значению серии картин, воспевающих историю отечественного флота – и стало долгожданным поводом воздать должное памяти этого замечательного человека и гражданина.

Когда-то, во второй половине XIX века А.П. Боголюбов был знаменит и признан одним из самых известных художников-маринистов, летописцем многих славных морских баталий. В XX веке его почти не вспоминали, «подвела» биография: в советское время неудобно было писать, что внук Радищева, коим являлся художник, был близок к царской фамилии, личным другом Александра III, да и последние годы жизни провел в Париже, изредка появляясь на родине. За скобками осталось служение России как офицера, художника и патриотическая общественная деятельность, во многом судьбоносная для развития отечественной культуры.

В юбилейном для флота 1996 году, наконец, были изданы его «Записки моряка-художника» – произведение равное как мемуарное, так и как историческое, открывающее малоизвестные страницы отечественной истории в целом, военно-морской и истории русского искусства в частности. А еще эти «Записки»  – замечательное явление литературы, словно созданные для увлекательного чтения, ибо написаны «незлобно, а так, слогом веселого человека, любящего анекдоты».

Читая «Записки моряка-художника», Россия вновь знакомилась с одним из своих славных сынов, а новгородская история приобрела еще одно имя в ряду знаменитых земляков.

Алексей Петрович Боголюбов родился в селе Померанье Новгородского уезда Новгородской губернии (ныне Тосненский район Ленинградской обл.). О новгородском детстве – привольном, безмятежном, в кругу любящих родителей и брата, ставшего ему другом на всю жизнь – у художника остались самые чудесные и теплые воспоминания. «Помню, что там был чудный для детского воображения постоялый дом с большим двором, с царскими для проезда комнатами… Рядом был наш дом. Он прилегал к саду Почтовой станции. Тут были качели, куртины со смородиной, земляничные гряды, а в глубине – пруд и баня. Наш дом был двухэтажный, крестьянский, с большим двором, где ходили журавль, индюки, куры, утка всякая и собаки. Иногда воспитывался тут же медведь». Это были затеи отца, очень любившего всякую живность. Петр Гаврилович Боголюбов, помещик, отставной полковник, ветеран Отечественной войны 1812 года, служил в военно-рабочей бригаде на С. Петербургско-Московском шоссе – командовал Третьим батальоном, расположенном в Чудове, Тосно, Любани и Померанье. В часы досуга недурно рисовал и с крайней любовью и ангельским терпением мастерил – чинил часы всем знакомым, делал домашнюю мебель, возки и коляски. Человек он был добрый и честный, а потому был небогат. Отец рано умер от последствий тяжелого ранения под Нанси, оставив семье небольшие деньги.

О своей матери Фекле Александровне, дочери писателя Радищева, Алексей Петрович Боголюбов сохранил самые высокие и нежные воспоминания. «И ежели во мне есть что порядочное и доброе, то все это вскормлено ее чутким умом и высокой нравственностью. Лицо ее, озарявшееся «неухватимой» улыбкой доброты, было красиво до старости». Выпускница Смольного института, прекрасно знавшая языки, арифметику, историю, географию и Закон Божий, Фекла Александровна была первой учительницей мальчиков. А еще была она своим детям добрым другом, и не было темы, о которой ребята не позволяли себе беседовать с матерью.  Своих мальчиков Фекла Александровна воспитывала в уважении к их «крамольному» деду. Излишнюю резвость младшего Алеши мать усмиряла тихим, но строгим словом; художник с благодарностью вспоминал, что дома его ни разу не высекли, а самым страшным наказанием у матери было – привязать сына ниточкой к стулу; и ребенок сидел, не шелохнувшись, не смея порвать свои «тяжелые оковы». Она рано разглядела в своем непоседливом сыне художественные наклонности, а потому в праздники никаких других подарков не делала, кроме карандашей, бумаги или красок. Небольшие деньги, оставленные мужем, Фекла Александровна сберегла; живя бедно и скромно, она всегда находила возможность помогать всем своим добрым друзьям.

«Всякий человек ценит и любит своих родителей, ежели они были до него хоть мало добры, – писал уже взрослый Боголюбов. – Мать моя посвятила всю свою жизнь нам обоим, и я обожал ее, да и теперь сознаюсь, что все сравнения мои и суждения о жизни постоянно оживляются ее словами. Поистине она была достойная дочь Александра Николаевича Радищева, и ежели не воспитала нас по главе «Крестцы» из «Путешествия из Петербурга в Москву», то глава эта была прирождена ей отцом, дабы воспитать своих детей по системе ее родителя, а потому рекомендую каждому, до кого дойдет мое слово и кто любит детей своих, затрудняясь их воспитанием, обратиться к этому Радищевскому Евангелию! И будет спасен сам и дети его!».

Как сироты заслуженного военного, братья Боголюбовы имели право на поступление в Пажеский корпус. Сначала это был Александровский Царскосельский кадетский корпус, а затем – Морской (в Петербурге). Учили там превосходно; летние учебные плавания на фрегатах корпусной эскадры закрепляли полученные знания. В 12 лет любознательный Алеша Боголюбов назубок знал многие морские премудрости – снасти, вооружение фрегата, его архитектуру, компас, направление румбов. Но озорной нрав и страсть к рисованию карикатур на директора, учителей и офицеров принесли ему немало «невзгод с начальством»: кадетские годы сопровождались неизменной оценкой «ноль с минусом» за поведение и напутствиями педагогов: «Ну, будете вы в арестантах, вспомяните мое слово» или же «Я так думаю, что вы угораздите в матросы». Вопреки этим предсказаниям, старший гардемарин Алексей Боголюбов прекрасно сдал экзамены и был выпушен семнадцатым из 75 человек (хотя по оценкам был третьим – подвел злосчастный ноль с минусом за поведение). 

8 января 1841 г. 17-летний Алексей Боголюбов надел эполеты мичмана флота и отправился к месту службы в Кронштадт, в 17-й экипаж 2-й флотской дивизии, под командование вице-адмирала А.А. Дурасова, личным адъютантом которого стал впоследствии. Служил на бриге «Усердный», а затем, получив чин лейтенанта – на пароходо-фрегате «Камчатка», лучшем колесном судне флота. Офицеров набрали туда лучших, команду тоже выбирали из всех экипажей. 

Морскую службу Алексей Боголюбов совмещает с занятиями живописью, любовь к которой у молодого моряка с годами только усилилась. Не чураясь бесшабашной мичманской и лейтенантской жизни с ее балами и веселыми кутежами, на зимних стоянках он много и усердно пишет виды Кронштадта, Ревеля, Свеаборга, а в продолжительных заграничных плаваниях знакомится с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в Лондоне Боголюбов впервые увидел пейзажи Тернера: слившиеся в красочную гармонию стремительно летящие облака и бурлящая вода навсегда запали в душу начинающего художника.

В плавании 1847 г. на Мадейру Алексей Боголюбов познакомился с жившим там К.П. Брюлловым. Отзыв мэтра живописи о боголюбовских этюдах с натуры, дельные замечания по рисунку вдохновили самодеятельного художника. Но все же выбор призвания, к которому его влекло с детства, состоялся в 1849 году, во время очередного плавания «Камчатки» на Мадейру вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Рисунки молодого лейтенанта заинтересовали президента Императорской Академии художеств, и он посоветовал Боголюбову серьезно заняться живописью: «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании». Герцог добился у Николая I разрешения принять А. Боголюбова в Академию художеств вольноопределяющимся, с оставлением его во флоте, поскольку офицерское жалованье было единственным средством его существования.

С осени 1849 г. Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств; он учится у профессоров М.Н. Воробьева и В.П. Виллевальде. Но все же самое сильно влияние в то время оказал на него известный художник-маринист И.К. Айвазовский. Его эффектная живопись ошеломила Боголюбова, а ослепительный блеск красок на холсте затмил даже любимого Тернера.

Уже первые самостоятельные картины Боголюбова 1851 года – виды Кронштадтской гавани, «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона» удостоились внимания и Малой золотой медали.

В 1853 г. Алексей Петрович окончил Академию художеств с Большой золотой медалью за три вида Ревеля и «Вид С.-Петербурга от взморья», получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно он получает отставку от службы, назначение художником-маринистом Главного морского штаба и первый царский заказ на семь больших полотен из истории Крымской войны.

В конце апреля 1854 г. Боголюбов, как «пенсионер» Академии художеств, отправился для изучения искусства за границу. В течение шести лет он путешествует по Европе: Швейцарии, Голландии, Италии, открывшей ему великое искусство старых мастеров Возрождения. Обучается у мастеров французского и немецкого морского пейзажа – работает в мастерских Эжена Изабе в Париже и Андреа Ахенбаха в Дюссельдорфе. Переворотом в художественных воззрениях Боголюбова стало знакомство и сближение с представителями французской реалистической живописи, подготовившей импрессионизм – Энгром, Деларошем, Коро, Добиньи, «барбизонцами» Руссо, Милле и др. Мотивы и линии его пейзажей становятся заметно проще, а их цветовое решение, объединенное общим тоном – невыразимо изысканней. Французские мастера прониклись доверием к своему русскому коллеге: их поразила легкость, с которой на лету было схвачена главная мысль нового европейского пейзажа. В знак признательности они дарили русскому художнику свои работы – это пристрастило Боголюбова к коллекционированию картин, впоследствии ставших украшением многих русских музеев.

Обязательства по выполнению царского заказа на серию картин из истории Крымской войны заставляют Боголюбова осенью 1856 г. отправиться на Дунай. В Константинополе, в Синопе им написано множество этюдов с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Работа происходила в тревожной обстановке только что окончившейся войны и угрожающей подозрительности турок. Итогом стали грандиозные полотна, в их числе знаменитый «Синопский бой», а также изданный художником «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.».

В конце 1860 г. Алексей Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством необычных, интересных этюдов и картин. Среди них выделялась «Ярмарка в Амстердаме» – своеобразный итог его заграничного обучения, полотно, в котором он сумел подняться до уровня современных ему европейских художников.

Выставка этих работ, устроенная Академией, свидетельствовала о появлении в русском искусстве своеобразного, интересного и большого мастера. И.Н. Крамской написал тогда: «До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами».

А.П. Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета Академии художеств, «так как, до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться». После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, художник мог с полным правом сказать: «Я составил себе имя, которым честно живу и теперь».

Александр II купил все картины из истории Крымской войны, «Ярмарку в Амстердаме» и, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого.

Но до его выполнения Алексей Петрович успевает подготовить по заказу гидрографического департамента Морского министерства и под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева два атласа – берегов Каспийского моря и Финского залива. А также поучаствовать в составлении путеводителя «Волга от Твери до Астрахани», затеянного Волжским пароходным обществом «Самолет». Серия рисунков и этюдов Боголюбова с видами волжских городов, иллюстрировавших путеводитель, стали потом основой ряда больших его картин с прибрежными видами Казани, Нижнего Новгорода, Костромы – едва ли первых русских прибрежных пейзажей высокого художественного достоинства.

Только в 1865 г. художник приступает к царскому заказу – созданию истории Петровских морских сражений, гигантской работе, длившейся 11 лет. Картины из «петровского» цикла «Гангутский бой» и «Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г.» стали вершинами батальной живописи Боголюбова. От крымского военного цикла «петровский» отличает новизна композиционных решений и еще большая живописная выразительность. Одно оставалось неизменным – исторически-документальная правда и профессионализм в изображении кораблей и их оснастки. 

В целом оба цикла – крымский и петровский – составили почти полную историю нашего флота: в России гордились, что такой редкой по цельности, разнообразию и богатству живописной военно-морской галереи нет ни в одной европейской стране. Позднее к этой галерее примкнули произведения Боголюбова из русско-турецкой войны 1877-78 гг. в ее черноморских и дунайских подвигах, и последняя его большая картина «Прибытие русской эскадры в Тулон» (1893).

Развившаяся болезнь сердца вынуждает Алексея Петровича большую часть времени проводить в теплой Франции, где он и поселяется с 1873 года, наведываясь на родину только в летние месяцы. Но и в Париже его творческая и общественная жизнь неразрывно связана с судьбами русского искусства.  В парижской мастерской Боголюбова работали многие русские художники – И. Похитонов, любимый художник П.М. Третьякова, И. Репин, В. Поленов, В. Серов, М. Антокольский, взрощенные им великолепные морские баталисты Беггров и Орловский. В доме именитого художника все они находили стол и кров, щедрое и безвозмездное наставничество, возможность выгодных заказов. Для поддержки русских художников во Франции А.П. Боголюбов организовывает в 1877 г. Общество взаимного вспоможения и благотворительности. 

Используя свои связи при дворе, личную дружбу с Александром III, Алексей Петрович добивается пополнения Эрмитажных коллекций, снятия запрета с картины И.Е. Репина «Иван Грозный», реорганизации Академии художеств, с консерватизмом которой он вместе с передовыми художниками боролся долгие годы.

Боголюбов активно участвует в деятельности Товарищества передвижных выставок, являясь одним из самых деятельных, влиятельных членов его правления. И хотя в творчестве художника нет присущей передвижникам социальной направленности, их роднит идея демократизации искусства. Эти идеи особенно проявились в деле создания А.П. Боголюбовым в 1885 году первого в России общедоступного художественного музея в Саратове. Саратовская земля – родина А.Н. Радищева, и художник Боголюбов, его внук, добивается присвоения музею имени все еще опального писателя, тем самым положив начало «легализации» Радищева в России. Создавая музей, Боголюбов хотел «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда». Но не только: «Я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества». Основой экспозиции Радищевского музея стали дары художника, сюда же он завещал все свои произведения. Уместно напомнить, что открытие этого первого в России провинциального общедоступного музея произошло за 7 лет до Третьяковки и за13 – до Русского музея. По примеру саратовского, подобные художественные музеи стали создаваться в Пензе, Самаре, Нижнем Новгороде, Харькове. В благодарность за столь щедрый дар городу жители Саратова избрали А.П. Боголюбова своим первым Почетным гражданином. При музее художником было основано рисовальное училище (с 1897 года – Боголюбовское, ныне Саратовское художественное училище), давшее мастеров мирового уровня, таких, как В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, скульптор А.Т. Матвеев.

За свою долгую жизнь А.П. Боголюбов создал около 3 тысяч произведений (живопись, акварель, рисунки), многие из которых хранятся в крупнейших музеях России и зарубежья.

Его заслуги на флоте, в искусстве и на ниве общественного служения были вознаграждены званиями и наградами – как в России, так и в Европе. Он состоял в высшем чине действительного тайного советника. Был кавалером русских орденов – нескольких степеней Св. Станислава, Св. Владимира, Св. Анны. Австрия наградила художника Звездой Франца-Иосифа, Дания – орденом Данеброга. Франция отметила его труды Крестами Почетного Легиона – Офицерским и Командорским. Когда он умер в Париже в ночь на 7 ноября 1896 года, у его гроба батальон 28-го линейного полка французской армии нес караул с музыкой и знаменем...

Алексея Петровича Боголюбова похоронили в Петербурге, на Малоохтинском кладбище, рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника перенесли в Александро-Невскую лавру, в Некрополь мастеров искусств. Грянувшая война помешала установке памятника, и место перезахоронения художника оказалось утерянным. Памятную плиту на месте предполагаемого захоронения установили в 2006 году.

Символично, что в бывшем особняке художника в Москве (ул. Сущевская, 14) располагается Библиотека искусств, с 1996 года носящая имя А. П. Боголюбова.

-----------------------------------------------------------------------------

Мысли и впечатления автора статьи, открывшего для себя удивительную  биографию моряка-художника Алексея Петровича Боголюбова:

Какая мощная судьба, какой пример мудрого устроения жизни и не боязни коренных перемен в ней для воплощения всего задуманного. Какое редкостное трудолюбие и могучий талант, которому были подвластны и грандиозная батальная живопись, и очаровательные виды волжских городов, и тихий, задумчивый пейзаж.

Каким завидными, упоительно-счастливыми моментами одарила его жизнь: радостным детством с любящими и умными в воспитании родителями; пылкой и веселой юностью с ее морским товариществом; нежной и беззаветной любовью двух прекрасных женщин, бывших его женами; замечательной дружбой с людьми, такими разными – Александр III, оппозиционный ему И. Крамской, русский европеец И.С. Тургенев, великие Клара и Роберт Шуманы…

И как расточительно наше Отечество в своей памяти, если такое служение ему – военное, художественное, общественное – долгие десятилетия пребывало почти в забвении…

 

Литература к статье:

• Боголюбов А.П. Записки моряка – художника. – Саратов: Волга, 1996. – 204 с. – Спец. номер (№ 2-3) журнала «Волга». 
• Андроникова М.И. Боголюбов. – М.: Искусство, 1962. – 56 с. 
• Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. – М.: Искусство, 1975. – Указ. имен. 
• Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. – Саратов, 1988. 
• Пашкова Л. К 180-летию художника А.П. Боголюбова, уроженца села Померанье Новгородской губернии // Мир музея. – 2004. – № 3. – С. 8-9. 
• Еремина И. Моряк-художник // Библиополе. – 2014. – № 11. – С. 69-79: репрод.

Приложения к материалу