«Сибирский Аксаков» из Старой Руссы
Есть такой жанр – охотничья литература. И есть у этого жанра заветные книги, вне времени и капризов моды – знакомые нам с благословенных школьных времен «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева и Сергея Тимофеевича Аксакова. А еще – рассказы М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Е. Пермитина, А. Ливеровского…
К классике жанра относится и знаменитая книга Александра Александровича Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири» – замечательное произведение охотничьей литературы XIX века.
«Записки охотника Восточной Сибири» – это настоящая энциклопедия сибирской охоты позапрошлого века: заметки по собственно технической части охоты, описание сибирской природы и различных зверей, обитающих в Сибири, способы добывания их, устройство различных охотничьих снастей, зарисовки быта, нравов и суеверий сибирских охотников. Энциклопедичность книги – в точности описаний, авторской добросовестности подлинного мастера зверового промысла, каким был Черкасов. Популярность книге, выдержавшей до революции множество переизданий, принесло великолепное сочетание строгой научности и занимательной беллетристики. Не зря же один из биографов Черкасова назвал его «сибирским Аксаковым»! Обаяние «Записок…» – в их слоге и языке; книгу можно читать с любой страницы, наслаждаясь изумительным «черкасовским» слогом – неторопливым, правдивым, пересыпанным народным юмором. К слову, сибирские диалектизмы, эти местные словечки и выражения из повествования Черкасова, очень плодотворно использовал Владимир Иванович Даль при составлении своего словаря.
В «Записках охотника Восточной Сибири», очерках и в сохранившихся весьма немногочисленных воспоминаниях перед нами предстает Александр Александрович Черкасов – энергичный, деятельный, очень добросердечный, отзывчивый, благожелательный человек, которого отличала особая демократичность. Недаром суровые казаки и таежные охотники, бывшие его «родными товарищами» в блужданиях по Забайкалью, непременно прощались с ним со словами: «Дай Бог тебе счастья и всякого благополучия за твою простоту и добрую душу»!
Александр Александрович Черкасов родился 26 декабря 1834 года в Старой Руссе, в семье горного инженера. Отец, будучи страстным охотником, привил любовь к природе трем своим сыновьям – Ивану, Аполлинарию и Александру. Походы в окрестные леса были излюбленным семейным занятием. Один из таких походов, однако, едва не закончился плачевно для малолетнего Саши Черкасова: он провалился под лед, более года провел в постели и долго ходил на костылях. Но молодость и природное здоровье взяли свое, и недуг был побежден.
Одиннадцатилетний Саша Черкасов был отдан вместе со своими старшими братьями в Горный кадетский корпус – отец непременно хотел, чтобы сыновья пошли по его стопам горного инженера. Учился там Александр восемь лет, на каникулах постоянно ездил домой, в Старую Руссу, а также в Олонецкую губернию, на Волхов, в Финляндию. Примечательно, что в Горном корпусе Черкасов заслужил у товарищей два прозвища – «Самсон» (за необычайную физическую силу, не сломленную перенесенной в детстве болезнью) и «Мамка» – за трогательную заботу о младших и более слабых воспитанниках. Прямой и честный, Александр Черкасов пользовался особым уважением у преподавателей.
Окончив в 1855 году полный курс наук и получив офицерский чин, Александр Черкасов добровольно отправился в далекое Забайкалье, в Нерчинский горный округ – печально известное место российской ссылки и каторги. Как молодой горный специалист, он работал на различных рудниках; сталкиваясь с жестоким произволом местного начальства, всегда стремился облегчить жизнь ссыльных рабочих и каторжников. В 1856-62 гг. много ездил по Забайкалью: с разведывательными партиями искал золото по р. Бальдже и на Урюме (эти места он позже опишет в своих записках). Экспедиции увенчались успехом: за найденные большие россыпи золота горный инженер А. Черкасов получил награду от казны и был повышен в звании.
Он уже был женат на местной жительнице Евдокии Ивановой, начал писать «Записки охотника Восточной Сибири». В 1866 г. их напечатал в своем «Современнике» Некрасов, знавший толк в охоте и охотничьих рассказах. Он же посоветовал начинающему автору издать «Записки» отдельной книжкой, и в 1867 г. она вышла в Петербурге в издательстве С. Звонарева. Это самое первое издание «Записок…» открывалось посвящением «Страстным охотникам» и сопровождалось стихотворным эпиграфом.
В конце 1871 г. Александр Александрович Черкасов был переведен в Алтайский горный округ, где он заведовал Салаирским рудником, чертежной, пробирной и Бачатской каменноугольной копью. Через год был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом.
Большим событием в жизни Черкасова была встреча со знаменитым немецким зоологом Альфредом Бремом. В очерке «А. Брем» он вспоминал: «Весною 1876 года мы с радостью узнали, что Брем уже путешествует по южной окраине Алтая и в скором времени будет в Барнауле. Я тогда еще служил в Сузунском медеплавильном заводе и соболезновал о том, что лично не увижу такого популярного человека. Какова же была моя радость, когда меня, как управляющего заводом, потребовали по делам службы в Барнаул. Я ожил надеждой повидаться с Бремом, а с этим чувством явилось упование провести с ним несколько дней и побывать на охоте, так как о таком предположении я слышал ранее, когда еще только ожидали приезда любимого натуралиста. Кажется, в конце мая или начале июня, хорошенько не упомню, ожидаемая экспедиция прибыла в Барнаул». Во время встречи Черкасов и Брем подружились, и Александр Александрович преподнес дорогому гостю свои «Записки охотника Восточной Сибири». Брэм высоко оценил творчество Черкасова и содействовал изданию его «Записок» за рубежом – в Германии и Франции.
Прослужив управляющим Сузунским заводом почти 11 лет, А.А. Черкасов к осени 1883 года вышел в отставку в чине статского советника (что соответствует полковнику) и поселился в Барнауле.
Здесь он с удовольствием отдается литературным делам: пишет очерки и воспоминания о Забайкалье для журнала «Природа и охота», готовит второе издание своих «Записок» для знаменитого издателя Суворина. В предисловии к суворинскому изданию Черкасов посчитал необходимым написать об оскудении былого изобилия дичи в Сибири: «непролазная угрюмая тайга день ото дня делается все более доступной и не такой страшной, а нескончаемые дебри редеют чуть не с каждым часом, а несчастные звери заметно убывают в количестве или кочуют в еще нетронутые тайники сибирских трущоб».
В Барнауле писатель прожил 7 лет, был избран городским головой. Такой же пост был предложен Черкасову и в Екатеринбурге, куда он переехал в 1890 году. Однако честность и принципиальность нового градоначальника уральской столицы не всем пришлась по вкусу – местные «олигархи» устроили Черкасову настоящую травлю.
Утром 24 января 1895 г. в полученной почте Александр Александрович обнаружил анонимное письмо – пасквиль, порочащий честь его и семьи. Для щепетильной и чувствительной натуры Черкасова это был удар: он умер от паралича сердца прямо за письменным столом. Хоронил его весь Екатеринбург. Ему было 60 лет.
В словаре Брокгауза и Ефрона А.А. Черкасову посвятили статью, в которой были такие слова: «Просвещенный и гуманный, он всюду делал много добра».
***
Как хорошо, что он успел рассказать о своем любимом и заветном в замечательной книге об охоте! Она так понятна почитателям этого занятия: перед тобой книга – а ты словно на охоте! А непосвященные и неодобрительные к охоте читатели открывают для себя особое искусство и достоинство охотничьего промысла, проникаются пониманием и уважением к этой человеческой страсти: «Это сила, и такая сила, которую подчас ничем остановить невозможно. Мне кажется, что с ней сравнится во многих проявлениях жизни человека одна только чистая, искренняя и сердечная любовь» – так писал об охоте А. Черкасов.
Написанная полтора века назад, книга «Записки охотника Восточной Сибири» современна своей главной мыслью: охотник и человек с ружьем – не одно и то же. Охотник – тот, кому дано видеть красоту, кто наедине с природой, где судьей ему только совесть и кодекс чести, не позволит себе бездумно выстрелить и нанести урон живому, нарушить гармонию и законы природы, кто заботится о том, чтобы не оскудели дичью наши леса.