Знаменитый отец знаменитого сына
Время и история сохранило имя Ильи Петровича Чайковского на только как отца нашего величайшего композитора. Один из первых русских инженеров, он внес неоценимый вклад в развитие отечественного горнозаводского дела, горной металлургии, исследование природных ресурсов. Его плодотворная деятельность была образцом беззаветного служения Отечеству.
Илья Петрович Чайковский родился в Вятской губернии, в семье городничего. В 1796 г. семья Чайковских переезжает в г. Глазов (в то время Вятской губернии, ныне – Республика Удмуртия). Потомственные дворяне Чайковские жили небогато, экономя буквально на всем, чтобы дать образование многочисленным детям. «Нас всех у отца было 9 человек, – писал Илья Петрович в своих «Автобиографических записках», – из сыновей я был последний. Все старшие братья мои пристроены были в военную службу… а меня, бедного мальчишку, по окончании курса в Вятском народном училище, в 1808 году матушка отвезла в Ижевский завод…».
Так в 13 лет Илья Чайковский приобщился к горнозаводскому делу, которому впоследствии посвятит всю свою жизнь. Работал копиистом, одновременно учился в главной заводской школе.
В 1811 г. И.П. Чайковский поступил в Горный кадетский корпус в Петербурге, который окончил с большой серебряной медалью. Послужной список Ильи Петровича свидетельствует о его профессиональном признании: он работал главным маркшейдером по чертежной части в Пермском горном правлении, а в 1820-31 гг. занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел и одновременно преподавал горную статистику и горное законоведение в Горном корпусе. С 1825 г. И.П. Чайковский был одним из активных авторов «Горного журнала», состоял членом Ученого комитета по горной и соляной части.
------------------
Возглавляя в Департаменте горных и соляных дел отделение по добыче соли и минералов, Илья Петрович много ездил по центральным губерниям. Так, в 1824 г. он проводил геологические исследования соляных месторождений и минеральных вод в Новгородской губернии (на территории Главного девонского поля).
Основанием для геологических (в то время – геогностических) исследований явились сведения о соленых водах в Старой Руссе, Сольцах, Мшаге и Новой Руссе, а также гипсовых каменоломнях г. Изборска (гипс – спутник каменной соли). Горная партия была составлена в июле 1824 г. И.П. Чайковский и его коллега С. Варвинский, пытаясь отыскать «добротнейшие рассолы» и следы каменной соли, обследовали многие районы Южного Приильменья. Также были обследованы геологические обнажения по берегам рр. Ловати, Полы, Полисти и Порусьи. Одним из результатов этого обследования стала разработка приготовления краски из ильменского красного известняка (она потом широко использовалась при строительстве аракчеевских военных поселений – по всей губернии стоят красные аракчеевские казармы!).
В Старой Руссе И.П. Чайковский еще мог видеть три мощных фонтана соленой воды, бьющих со дня Соленого озерка (в настоящее время это озерко Верхнее) на высоту до 6 м. И.П. Чайковскому принадлежит первенство в использовании результатов бурения на рассолы. Этот метод исследования он впервые применил в Старой Руссе. Высокая ценность старорусских «добротнейших рассолов» была отмечена им в статье, напечатанной в «Горном журнале» за 1825 г. И.П. Чайковский изучал также солецкую воду, признанную северным нарзаном, отметив ее изумительный вкус и уникальную минерализацию.
Геологические исследования И.П. Чайковского стали одним из оснований строительства Старорусского курорта минеральных вод.
------------------
В 1831 г. Илья Петрович был назначен управляющим Онежским соляным правлением, а в 1837 – горным начальником Камско-Воткинского горного округа. Его плодотворная деятельность на всех постах отличалась исключительным трудолюбием, принципиальностью, наличием больших организаторских способностей, стремлением внедрять передовые научно-технические идеи.
Так, его 6-летнее управление Онежским соляным промыслом ознаменовалось резким увеличением добычи соли, обновлением машин и механизмов, облегчением труда работников на промыслах.
Талант инженера и выдающиеся организаторские способности Ильи Петровича особенно проявились на посту горного начальника Камско-Воткинского горного округа (Удмуртия). Здесь он впервые в России ввел пудлингование железа (металлургический процесс преобразования чугуна в мягкое малоуглеродистое сварочное железо). Организованное Чайковским пудлингово-сварочное производство высокосортного железа позволило начать строительство железных корпусов для пароходов. В 1847 г. на Воткинском заводе был спущен на воду железный пароход «Асхабад» с машиной в 130 сил – один из первых русских пароходов. Трудами И.П. Чайковского завод из убыточного предприятия превратился в прибыльный: за 11 лет его правления в казну государства поступило 447 тысяч рублей серебром. «Все, что я сделал для Воткинского завода, возбуждает во мне справедливую гордость, гордость безукоризненную, какую только чиновник, честно исполнивший свой долг, чувствовать может» (И.П. Чайковский).
В 1848 г. Илья Петрович Чайковский оставил свой пост в Воткинске «по домашним обстоятельствам в чине генерал-майора с мундиром и пенсионом полного жалованья». Домашние обстоятельства – это небольшое жалованье, не покрывавшее расходы большого, из шестерых детей, семейства Ильи Петровича. Материальное положение семьи было настолько тяжелым, что Илья Петрович был вынужден обратиться к министру финансов с унизительным для начальника Горного округа прошением о выдаче ему 3 тыс. рублей на уплату долгов и на выезд из завода (в просьбе было отказано). Чайковский увез свою семью сначала в Москву, а затем, в ожидании нового назначения, в Санкт-Петербург. После нескольких лет управления частными Алапаевскими и Невьянскими заводами на Урале, Илья Петрович в 1852 г. вышел в отставку и до конца своих дней жил в Петербурге. Правда, в 1858 г. он на пять лет вернулся на государственную службу: указом Александра II его назначили Директором Технологического института. В 1863 г. окончательно вышел в отставку.
Деловые качества и заслуги Ильи Петровича Чайковского были хорошо известны в технических кругах и в правительстве и отмечены высокими наградами за отличия в службе – орденами Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени.
Скончался Илья Петрович 9 января (ст.ст.) 1880 года в Санкт-Петербурге. Был погребен на Смоленском православном кладбище, на площадке Горного института, рядом со своей второй супругой. Надгробие до наших дней не сохранилось.
***
Принципиальность и требовательность в характере Ильи Петровича удивительным образом сочеталась с исключительной чувствительностью и мягкостью. Один из его сыновей, М.И. Чайковский, писал об отце: «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных друзей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого… Ни тяжелая школа жизни, ни горькие разочарования, ни седины не убили в нем способность видеть в каждом человеке, с которым он сталкивается, воплощение всех добродетелей и достоинств».
Он сыграл огромную роль в судьбе своего сына, Петра Ильича Чайковского. Сам не чуждый искусства (в молодости прекрасно играл на флейте и до конца своих дней страстно любил театр), Илья Петрович привил интерес к музыке всем своим детям. Он всегда внимательно относился к музыкальным занятиям сына Петра, одним из первых понял его истинное призвание и счел своим долгом поддержать выбор тернистого пути музыканта и композитора. Петр Ильич Чайковский писал: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».
Литература к статье:
• Чайковский И.П. Описание Старорусского солеваренного завода // Горный журнал. – 1825. – кн. IV. – С. 95-121.
• Чайковский И.П. Геогностическое обозрение Новгородской и Псковской губерний, произведенное для отыскания в оных добротнейших рассолов или следов каменной соли / И.П. Чайковский, Варвинский С. // Горный журнал. – 1826. – Кн. X. – С. 3-27; 1827. – Кн. III. – С. 21-26.
• Ступишин В.Н. Твои земляки: сборник. – Ижевск: Удмуртия, 1970. – С. 19-33.
• Аншаков Б.Я. Илья Петрович Чайковский: жизнь и деятельность: материалы к 180-летию со дня рождения. – Ижевск: Удмуртия, 1976. – 89 с.
• Дементьева М.И. Значение геологических исследований И.П. Чайковского на территории главного девонского поля (в пределах Новгородской области) / М.А. Дементьева, К.И. Дементьев // Илья Петрович Чайковский: жизнь и деятельность: материалы к 180-летию со дня рождения. – Ижевск: Удмуртия, 1976. – С. 15-20.
• Шатунов Б. Исследования геолога И.П. Чайковского // Старорусская правда. – 1983. – 24 окт.
• Дементьева М.И. Печатное слово о Старой Руссе / М.А. Дементьева, К.И. Дементьев. – Новгород, 1990. – С. 65-68, 91, 95, 106-108, 111.
• Пролеева В.И. К родословной Чайковского. Жизнь и деятельность П.Ф. Чайковского. – Ижевск: Удмуртия, 1990.
• Вязинин И.Н. Старая Русса в истории России. – Новгород: Кириллица, 1994. – С. 100-101, 246.
• Чайковский Илья Петрович // Удмуртская республика: энциклопедия / гл. ред.В.В. Туганаев. – Ижевск: Удмуртия, 2000.