календарь подпроекты новости
Страны
Фильтр О ПРОЕКТЕ Участники СТАТИСТИКА

Максимов Михаил Александрович

4 декабря 1907 – 1992

дата публикации: 2017-03-03последнее обновление: 2017-03-03

Участник Великой Отечественной войны

Военный корреспондент

Летом 1941 г. в составе 1-й горнострелковой бригады участвовал в боях за Шимск, Новгород, Чудово (помощник командира артиллерийско-пулеметного батальона, лейтенант)

В 1942 г. – сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта

Автор стихов знаменитой песни «Синий платочек»

ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ, ПРИШЕДШАЯ С ВОЙНЫ

---------------------------------------------------------------------------------------------------

«Когда я слышу песню о синем платочке, – вспоминал один из участников Великой Отечественной, – то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны». 

В годы войны эта песня стала не просто любимой и популярной. Синий платочек стал символом порушенной мирной, довоенной жизни; задушевные слова песни рождали гнев в солдатских сердцах и заставляли бить врага с удвоенной силой. Летчики-истребители писали на фюзеляжах своих самолетов: «За синий платочек!». Этот призыв помещали танкисты на броне своих машин и артиллеристы на стволах орудий. 

Но фронтовой песня «Синий платочек» стала не сразу. До войны это был милый, скромный вальс, сочиненный бежавшим от фашизма польским композитором Ежи Петербургским. 

Фронтовой вариант песни прозвучал на Волховском фронте в апреле 1942 года. Здесь Клавдия Шульженко впервые исполнила «Синий платочек» с новым текстом, который написал сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов, защитник Новгорода. 

Приезд на Волховский фронт Клавдии Ивановны Шульженко и джаз-ансамбля Ленинградского Дома Красной Армии, ставшего фронтовым концертным коллективом, совпал по времени с присвоением гвардейских званий отличившимся в боях частям и соединениям 54-й армии. В честь этого события Шульженко там и выступала. Лейтенанту Максимову поручено было написать об этом отчет.

«Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Михаил Александрович, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». Музыка ей нравилась, но вот слова казались ей уже неуместно слащавыми. «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом». 

Лейтенант Михаил Максимов не был профессиональным поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. На службу в армейскую газету Максимова направили после ранения под Новгородом и госпиталя (летом 1941 г. он воевал в составе Первой горно-стрелковой бригады помощником командира артиллерийско-пулеметного батальона, принимал участие в боях за Шимск, Новгород, Чудово, Тосно и Мгу).

Просьба знаменитой артистки его очень взволновала, и он воспринял ее как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, Максимов тотчас же принялся работать над новым текстом песни. Он взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, – вспоминала К. И. Шульженко. – В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу…».

Новая песня впервые прозвучала 12 апреля 1942 года на концерте для военных летчиков в депо ст. Волхов. Первые слушатели наградили певицу и поэта невиданным во фронтовых условиях подарком – куском торта и стаканом клюквы с сахаром!

Через неделю песню знал весь Волховский фронт, через несколько месяцев – вся страна, на передовой и в тылу. 

С тех пор песня эта навсегда осталась в репертуаре Шульженко. Ее задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые, лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив. С ее голоса песня обрела как бы второе свое рождение, стала одной из самых знаменитых песен военных лет. Перед каждым фронтовым концертом бойцы неизменно спрашивали Шульженко: «Синий платочек» споете?», а потом просили продиктовать им слова песни.

«Я, конечно же, не мог тогда предположить, что «Синий платочек» с моим текстом «приживется» и что ему будет уготована такая долгая жизнь, – вспоминал много лет спустя Михаил Александрович Максимов. – В ту пору считалось ведь, что на фронте нужны совсем другого рода стихи и песни – призывные, мобилизующие».

И действительно, стихотворение «Синий платочек» редактор родной армейской газеты забраковал – «Вы что, лейтенант? О каких «синих платочках» может идти сейчас речь? Кругом – война, смерть, разрушения…». Поэтому стихи песни «Синий платочек» за подписью «лейтенант М. Максимов» были опубликованы в одной из дивизионных газет – «За Родину!», в 101-м номере от 8 июня 1942 г. Здесь же – любопытная заметка о том, как восприняли эту песню в дивизии. Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Они так и считали, что если есть слова: «Строчит пулеметчик за синий платочек…», то песня эта про них и написана. Называлась заметка «Хорошая мода». 

«И на фронте бывают свои поветрия, увлечения и моды. Пулеметчики нашей части не просто строчат, а выбивают чечетку. Некоторые «мастера» наловчились играть на пулеметах марши, чарльстоны, румбу. Пулеметчик Онищенко после того, как прочел стихи про синий платочек, наклеил на щиток своего «максима» портрет жены. «Ну как, Анюта, дадим фрицам прикурить?» – и нажимает гашетку. Конечно, сразу нашлись подражатели. Теперь, пожалуй, нет ни одного пулеметного щитка без портрета жены, матери, невесты. И доты свои величают теперь пулеметчики по имени близких. Застрочит пулемет на правом фланге. Прислушается комбат: кто же это? Немедленно докладывают: «Нина фрицев пугает». И сейчас же в другом месте, будто по днищу пустой бочки – бум-бум-бум-бум-бум: «Евдокия заговорила. Женщина она серьезная. Фрицам житья от нее нет…». Через минуту затараторили Рая, Зина, Маруся, просыпается Елена, подает голос солидная Екатерина… «Хорошо! – улыбается комбат. – Не спят пулеметчики, не дают гитлеровцам покоя…».

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм «Концерт – фронту». Именно в нем впервые прозвучал максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Ее и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков, как дорогую реликвию.

13 января 1943 года в Москве состоялась запись этой песни с текстом Максимова. В книге «Когда вы спросите меня» Шульженко вспоминала, что граммофонная запись «Платочка» делалась в холодном здании студии. Шульженко пела, не раздеваясь. Оператор Галя Журавлева положила на станок восковой диск, и запись пошла. Артистка пела, а Галя вспоминала, как с маленьким сынишкой на руках провожала мужа на фронт. Оператор слушала и не замечала, что ее слезы падают на воск и растапливают его. Запись оказалась негодной, но таким «браком» Шульженко гордилась всю жизнь.

Тысячи экземпляров пластинки были отправлены на фронт. «Синий платочек» быстро стал одной из любимейших песен всей страны, и на фронте, и в тылу; такой же эмблемой победы, как и волнующее «Жди меня» Симонова. Песня скрашивала бойцам минуты отдыха и поднимала в бой. Рассказывают, как однажды командир окруженной врагом роты вздернул на штык кусок синей ткани и с криком «За синий платочек!» повел солдат в атаку. Враг был разбит. А однажды «Синий платочек» спас целый класс детей. Убегая от разбомбленного эшелона, учительница с 25-ю учениками оказались на линии фронта. Спрятались в окопе. Вскоре от дыма и пальбы перестали различать, где свои, а где фашисты: казалось, немецкая речь несется со всех краев. Внезапно откуда-то донеслась песня про синий платочек. Школьники отправились на голос певицы и вышли к нашим. 

Из воспоминаний фронтовика, воевавшего в казачьей кавалерии 4-го Гвардейского корпуса:

«… по дивизиону пронеслось: «Артисты из Москвы приехали!». Началось что-то невообразимое: бойцы бросились начищать сапоги, выравнивать гимнастерки, причесывать чубы, чтоб кудри с шиком выглядывали из-под кубанки… Через полчаса нарядные казаки выстроились, как у нас шутили, для похода в «Большой театр». Театр действительно был большим – целая роща, в конце которой стоял оборудованный под сцену грузовик. На начало представления я опоздал, поэтому услышал только последнюю фразу артистки: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…». Тогда эту песню я услышал впервые. Но не успел пожалеть, что опоздал, как раздался гром аплодисментов, крики «бис!», и артистка снова запела. То, что произошло дальше, я не забуду никогда: солдаты встали, неистово били в ладоши; не дрогнувшие в боях воины отворачивались друг от друга и плакали. Певица запела «Синий платочек» в третий раз. Теперь все стихло, солдаты замерли. И казалось, на огромном поле никто не дышал. 

С концерта возвращались строем, но не в ногу, без команд. Все молчали. Молчал даже старшина, который обычно придирался к нам по пустякам. Каждый думал о самом дорогом и близком. Думал и я, семнадцатилетний солдат, о родной маме, которую не видел больше года. Помню, провожая нас с отцом на войну, она тоже накинула на плечи платок…».

Как ни странно, полюбили «Синий платочек» и немцы – в затишье между боями с вражеских позиций нередко неслось: «Рус, «Катюшу», «Платочек»!». А то и вовсе прекращали боевые действия, когда советские бойцы на передовой громко включали песни Шульженко.

После величайшего танкового сражения на Курско-Орловской дуге на улицах Орла появились не гаубицы и танки, а мирный автомобиль ЗИС с радиоустановкой в кузове. И первое, что услышали в наступающей тишине жители и воины – «Синий платочек». 

После Победы лейтенант Михаил Максимов вернулся к своей мирной профессии. Весь послевоенный Ленинград знал, что директор ресторана «Метрополь» – автор знаменитого «Синего платочка», хотя он никогда это не афишировал. Он был хорошим военным, музыкантом, поэтом, и вообще красивым человеком. Был душой компании, остроумным и деликатным. Даже к самым близким друзьям не приходил в гости без предупреждения. В филармонии не садился в партер, а занимал место на галерке, потому что любил слушать музыку стоя. 

А созданная им песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной. Даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала ее с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал легендарным. В 1976 году, во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и 20 (!) минут стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и бессмертному шлягеру страны-победительницы, песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

 

Литература к статье:

• Синий платочек // В боях и походах: песни Великой Отечественной войны / составитель П. Лебедев. – М.: Сов. композитор, 1975. – С. 23-25. 
• Сидоровский Л. «Строчит пулеметчик – за синий платочек» // Сидоровский Л. «И только потому мы победили»: очерки. – Л.: Сов. композитор, 1985. – С. 36-41. 
• Железный А.И. Мой друг – грампластинка: записки коллекционера. – Киев, 1989. 
• Гормин В. Песни рождались здесь // Новгородские ведомости. – 1992. – 10 дек. 
• Сяков Ю. Волхов в огне: док. очерк. – Волхов, 1997. 
• Макаров В. Иные слова диктовала война // Новгород. – 1999. – 16 дек. 
• Орлов К. «Боже, как мне надоела эта Шульженко!» // Аргументы и факты: Долгожитель. – 2002. – 19 дек. 
• Филимонов И. «Синий платочек» // Правда Севера. – 2007. – 9 мая. 
• Ткаченко П. Синий платочек // Аргументы и факты на Дону. – 2008. – 7 мая. 
• Любимая песня, пришедшая с войны: «Синий платочек» и его автор Михаил Александрович Максимов, защитник Новгорода // Помните нас…: 40 новгородских рассказов о войне / сост. Д.С. Карпова, Т.И. Карпова; Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, МУК «Библионика». – Великий Новгород, 2010. – С. 118-124.

Приложения к материалу