«Он возродил праздничный ряд иконостаса Софийского собора, и это ему вечный памятник…»
Уроженец Казахстана, Василий Макарович Чехонадский всю свою творческую жизнь посвятил Новгороду.
Он родился в 1929 году в селе Иссык Энбекшиказахского района Алма-Атинской области. В 1948 году окончил Казахское государственное среднее театрально-художественное училище по специальности «учитель рисования». В 1955-58 гг. прошел подготовку на курсах художников-реставраторов при Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских им. И. Грабаря в Москве.
С 1958 года жил в Новгороде. Более 20 лет работал в Новгородском музее в должности заведующего отделом научной реставрации музейных предметов. В 1971 году В.М. Чехонадскому присвоена квалификация художника-реставратора высшей квалификации по темперной и масляной живописи. Чехонадский провел большую работу по консервации и реставрации произведений темперной и масляной живописи, в т.ч. реставрировал иконы XV-XVII вв. Среди них – «Покров Богоматери», «Никола поясной», «Спас на престоле», «Молящиеся новгородцы».
К 1100-летию Новгорода вместе с московскими реставраторами Василий Макарович восстанавливал израненный войной иконостас Софийского собора. «Он возродил праздничный ряд иконостаса Софийского собора, и это ему вечный памятник…» – говорили коллеги.
Многократно участвовал в историко-этнографических экспедициях музея по Новгородской области, в результате которых фонды были пополнены новыми памятниками древнерусского искусства XV-XVIII вв.
Василий Макарович Чехонадский – член Союза художников СССР. На его полотнах – древние новгородские храмы (соборы Антониева и Юрьева монастырей, др.), пейзажи: «Новгород весенний», «Теплый вечер», «Гребной канал в Новгороде», «Белая ночь на Федоровском ручье», «Витославлицы»… Его живописные работы отличает одна очень важная особенность: Василий Макарович так строил композицию, что в самых небольших его вещах возникает ощущение широкой панорамы. Очень любил писать цветы, особенно полевые – «Цветы с красным клевером», «Расцвела сурепка», «Цветы позднего лета» и др.
Василий Чехонадский – один из немногих современных живописцев, работавших не только маслом и акварелью, но и пастелью, которой он увлекся в начале 1980-х. Именно пастели признаны наиболее своеобразной и ценной частью его творчества.
Его работы экспонировались на многочисленных выставках – зональных, республиканских; он выставлялся в Архангельске, Кирове, Вологде, Ярославле, Японии и Финляндии.
Несколько его живописных работ хранится в Новгородском музее-заповеднике.
Василий Макарович Чехонадский скоропостижно скончался в январе 1996 года – прямо в своей мастерской.
Похоронен на Западном кладбище Новгорода.
Долгую и добрую память по себе оставил Василий Макарович Чехонадский в городе, которому отдал все свое творческое горение. Остались с нами отреставрированные им древние иконы, на которые мастер вернул цветность живописи, блеск золота, сияние лазури. Осталась его нежная, наполненная прозрачным воздухом, поэтическая живопись – посвящение любимому городу. К ней возвращаются и сегодня. Так, в 2016 году, в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли в рамках выставочного проекта «Дыхание времени» (выставка одной картины) была представлена работа В.М. Чехонадского «Натюрморт с атрибутами искусства», написанная в 1980 году.
Литература к статье:
• Маркина Г.К. Чехонадский Василий Макарович // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 534.
• Зозуленко Т. Остался с нами // Чело. – 1996. – № 1. – С. 25-26.
• Памяти мастеров живописи // Новгород. – 1996. – 8 февр. (№ 6).
• Андреева Е. Памяти художников // Новгородские ведомости. – 1996. – 13 февр.
• Мантейфель С. Бегство из погибели: воспоминания, стихи. – Великий Новгород, 2010.
• Михеева А. Новгород, музей… и вся моя жизнь. – Великий Новгород, 2011.