Великий Новгород и Новгородская область

Толстой Алексей Николаевич

10 января 1883 – 23 февраля 1945
Толстой Алексей Николаевич

Выдающийся русский советский писатель и общественный деятель. Академик, лауреат 3-х Сталинских премий 

В романе «Петр I», драме «Иван Грозный», публицистике обращался к теме новгородской истории

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва от Старорусского избирательного округа (1937), неоднократно бывал в Старой Руссе и районах округа на встречах с избирателями

В составе Госкомиссии участвовал в составлении актов следов варварства фашистов в Новгороде и Старой Руссе

«НАМЕЧАЕМ ВАС КАНДИДАТОМ В ДЕПУТАТЫ СОВЕТА СОЮЗА…»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В 1937 г. в стране проходили первые выборы в высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР. Трудящиеся Старорусского избирательного округа выдвинули кандидатом в депутаты выдающегося советского писателя Алексея Николаевича Толстого. В адрес Толстого, как это было принято, были направлены десятки писем с примерным содержанием: «Преисполненные глубоким уважением к одному из талантливейших советских писателей, виднейшему представителю советской интеллигенции, хорошо зная Ваши замечательные произведения, мы, колхозники и колхозницы сельскохозяйственной артели «Бартак» Демянского района, намечаем Вас в кандидатом в депутаты Совета Союза и просим Вам дать согласие баллотироваться по Старорусскому избирательному округу. Просим Вас, дорогой Алексей Николаевич, побывать в нашем колхозе».

Откликнувшись на пожелания своих избирателей, писатель с 27 ноября по 3 декабря 1937 г. совершил поездки по Старорусскому, Лычковскому, Демянскому и Валдайскому районам. Посещал трудовые коллективы, беседовал с жителями, выслушивал их наказы и много выступал перед ними. Речи и статьи Толстого во время выборной кампании – пример яркой, одухотворенной страстным патриотизмом публицистики, предупреждающей об опасности фашизма, уже полыхавшего войнами в Европе. А исторические экскурсы вызывали у слушателей чувство гордости за свой новгородский край, его многовековую историю. В статье «К моим избирателям» Толстой рисует картину развития нашей страны за годы Советской власти, а обращаясь к прошлому, к залитому кровью льду Чудского озера, как бы напоминает бряцающей оружием фашистской Германии, что немецкие рыцари уже были биты на подступах к Ладоге, Новгороду, Старой Руссе: «С XII века по XVIII-й рушане выдерживали борьбу с литовцами, немецкими рыцарями и шведами. Отражали набеги и сами переходили в наступление. Брали штурмом у немцев неприступные каменные города. Били немецких рыцарей на Чудском озере и шведов – на Неве…». Затаив дыхание, слушали рушане рассказ знатока русской истории Алексея Толстого о том, как наши предки самоотверженно защищали Старую Руссу от шведов в XVIII веке: в одном из сражений из 1200 русских воинов осталось только 38 – остальные полегли за свой город…

12 декабря Толстой был избран депутатом в Совет Союза Верховного Совета СССР по Старорусскому избирательному округу. Уже через два месяца после выборов писатель вновь приехал в свой округ, чтобы отчитаться перед избравшими его старорусцами о первой сессии Верховного Совета. К чести Толстого, депутатом он был не номинальным, и свои депутатские обязанности исполнял ответственно. Горячо откликался на просьбы о помощи, будь то хоровой коллектив колхоза с. Зимогорье Валдайского района или бухгалтер одного из старорусских заводов.

Трудящиеся Старой Руссы просили депутата Толстого помочь в капитальном переоборудовании хлебозавода, кинотеатра и бани, с ремонтом электростанции и постройкой моста через Перерытицу. Все эти вопросы по ходатайству А.Н. Толстого были рассмотрены на специальном заседании Совнаркома РСФСР 9 июня 1938 г. Для коммунального хозяйства, ремонта и строительства в Старой Руссе Совнарком выделил более полумиллиона рублей; в двух кинотеатрах города была полностью обновлена аппаратура, а район обзавелся звуковой кинопередвижкой на легковой машине.

Не будем делать вид, что мы не знаем, чем для страны был 1937 год. В депутатском архиве А.Н. Толстого хранятся и другие письма – разочарованные, с упреками в адрес писателя за старательное избегание темы политических репрессий и террора в творчестве и публичных выступлениях, и даже резкие – за служение своим ярким талантом преступной власти, объявившей войну собственному народу. Письма эти, по понятным причинам, были подписаны: «неизвестный», «неизвестная». Что ж, в эти опасные годы и писатели, и общественные деятели по-разному проявляли себя: это было делом совести, политических убеждений и выбора гражданского поведения.

Что же касается депутатства Толстого, то его деятельностью в качестве представителя интересов новгородских избирателей на уровне государственной власти новгородцы были довольны. Толстой не оставил их своим вниманием и после освобождения Новгорода и Старой Руссы от фашистов: хлопотал, например, об организации детского дома в Парфине, что было насущной потребностью для послевоенного сиротства; просил местную власть оказать помощь матери фронтовика и др.

Депутатская деятельность много дала Алексею Николаевичу, как писателю. В статье «Источник вдохновения» он писал: «Писатель должен быть тесно связан с народом... И хотя я всегда связывал свою судьбу писателя с судьбой родного мне советского народа, с его мыслями и чаяниями, но с того момента, как меня избрали в Верховный Совет, эти связи удесятерились, стали во много раз теснее и живее, принося мне огромный политический опыт, как депутату и большое творческое вдохновение, как писателю».

С тех пор, как Новгородская земля вошла в жизнь Алексея Толстого, более пристальным стало его внимание к древней новгородской истории. Особенно мощно новгородские мотивы проявились в творчестве Толстого в годы Великой Отечественной войны, когда в своих художественных и публицистических произведениях он много размышлял о национальном духе, национальном характере, самосознании русского народа, чувстве ответственности перед историей. Инстинктом художника Толстой стремился найти в прошлом разгадки законов развития истории, искренне хотел разобраться в современности, обратившись к опыту сходной на его взгляд эпохи.

Яркая, страстная, умная, с историческими иллюстрациями, публицистика Толстого не оставляла никого равнодушным, доходила до сердца каждого, кто ее слушал и читал. Статьи «Родина», «Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия» и др. пронизаны верой в несокрушимые силы народа и верой в победу: «Русский гений схватился на жизнь и на смерть с гигантской фашистской машиной войны, и русский гений должен одержать победу». Из его публицистики родились известные лозунги-призывы: «Ни шагу назад!», «За Родину! За Сталина!» (так называлась статья в одной из центральных газет).

В очерке «Откуда пошла русская земля» (1942 г.) А.Н. Толстой развенчивает фашистскую историческую концепцию, основанную на легенде о призвании варягов и убеждении, что русские без посторонней иноземной помощи не способны построить свое государство (в ранцах пленных и убитых фашистов находили справочники по русской истории с приведением этой легенды и выводом, что Россия – это старая немецкая колония). Писатель негодует и припечатывает: «Варяги не принесли своей культуры, потому что ее у них не было, кроме военного навыка бродячих головорезов, сплоченных жаждой грабежа, бездомностью и вечной опасностью». Очерк «Откуда пошла русская земля», утверждающий изначальное наличие русской государственности и ее самостоятельное становление, начинается именно с новгородского периода. Рисуя картины вечевого демократического устройства древнего Новгорода, широкой торговли его со странами Европы и международного авторитета, соперничества с Киевом за «золотую дорогу» по Днепру в «греки» и пр., Толстой камня на камне оставляет от лживых и фальсифицированных фашистских исторических концепций и разбойничьей психологии их создателей. Этот очерк был опубликован в номерах газеты «Известия», и на фронтах Великой Отечественной, где шла ожесточенная борьба с вероломными и непрошенными «варягами XX века», его читали тоже. В одном из писем фронтовики писали ему: «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, тоже являетесь бойцом, и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно также остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников; его огонь такой же убедительный, как огонь наших автоматов и пушек. Мы вместе громим обнаглевших фашистов».

В годы войны (1941-43) Толстой создает драматическую дилогию «Иван Грозный», обращенную к событиям Ливонской войны. По словам писателя, эта пьеса стала «моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия великую страстную душу – Ивана Грозного, чтобы вооружить свою «рассвирепевшую совесть». И хотя образ царя у Толстого неоднозначен и до сих пор вызывает множество споров и недоуменных вопросов, одно главное: в событиях XVI века писатель стремился передать прежде всего «дивную силу сопротивления русского народа» вражескому нашествию. Немало страниц в дилогии посвящено Новгороду эпохи Ивана Грозного – важнейшему форпосту русских в Ливонской войне, посылавшего Отечеству храбрых воинов и искусных мастеров («Новгородским мастерам – ковать ядра для великих стенобитных пушек!»).

События в драме разворачиваются и на улицах Новгорода, помнящих вечевые традиции. «В Новеграде от века повелось – дела и споры на мосту решать кулачным боем меж стороной Торговой и Софийской» – слышим мы из уст новгородского митрополита Пимена. Здесь же предводитель «ватаги» Василий Буслаев, возмущенный бесчинством опричников в родном городе, открыто и дерзко заступается за сограждан: «Царь, довольно тебе лютовать… Суди и казни, на то ты государь. А это уж не суд, – начинается озорство… опричники твои по лавкам кинулись, красный товар грабят… верховодит разбоем твой же опричник, немец толстомордый Генрих Штаден. Я уж было с ним схватился… так что сделай милость, а то народ обижается».

В те же военные годы Алексей Толстой продолжал работать над свои монументальным историческим полотном – романом «Петр Первый». Он считается лучшим советским историческим романом, с его совершенством художественной формы, тонкой психологической характеристикой героев и широким воспроизведением исторической эпохи. В нем Толстой пытается постичь загадку Петра: откуда и как мечта «указать России просторы беспредельного мира» появилась в юном наследнике «тишайшего» царя Алексея Михайловича. «Я видел все пятна на его камзоле» – в этом ключе, с исторической точностью и историческим тактом вылеплен писателем образ Петра-реформатора, варварскими способами, писаными кнутом законами, но с энергией и государственным разумом тащившем Россию в цивилизацию. И все же «Петр Первый» – роман не историко-биографический. Он об эпохе и жизни народа, о постоянном стремлении Руси к «взлету в непомерность».

Напомним, что «Петр Первый» писался в годы Великой Отечественной войны, и в исторических аналогиях с петровским временем писатель искал истоки грядущей и неотвратимой нашей Победы в войне с фашизмом: ведь когда-то и Карл XII надменно кичился своей непобедимостью!

В 5-й главе третьей части романа читатель найдет немало новгородских страниц. Среди их персонажей – и валдайский мастер, искусный кузнец Кондратий Воробьев, шпаги и пистолеты которого сам Петр признал лучшими; и даже шедшие в 1707 году на Нарву вместе с войском знаменитые пушки «Лев» и «Медведь», отлитые в Новгороде Андреем Чоховым.

Именно в Новгород после поражения под Нарвой решается ехать Петр – начинать все заново, «с тылу, с обозных телег». Новгород, как место передышки, сбора нового войска и обозного хозяйства, берегли: организация оборонных работ была поручена «светлейшему князю» Меншикову: «Шведов дальше Новгорода пустить нельзя. Задержим шведа в Новгороде – к лету соберем, обучим войско сильнее прежнего». В Новгород, как в укрытие, возвращались и разбитые русские войска. Именно здесь Петр пожаловал Б.П Шереметева званием генерал-фельдмаршала, чтобы поддержать его боевой дух. Отсюда русские отправились в новый поход. Не будет преувеличением сказать, что на этих новгородских страницах романа русские люди, прошедшие и испытавшие горечь первых поражений в войне, черпали уверенность в победе…

Не прекращал Алексей Николаевич Толстой в годы войны и своей общественной деятельности. Он был членом созданной еще в 1942 году Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного им ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Не раз присутствовал на процессах над военными преступниками, после которых возвращался домой, «словно мертвый». Как член государственной комиссии, участвовал в осмотре и составлении актов следов варварства фашистов в Ленинграде и его пригородах, страшных разрушений культурно-исторических памятников в Новгороде. Ужасающую картину увидел писатель в ставшей родной ему Старой Руссе: новый мост, о строительстве которого так хлопотал депутат Толстой, был взорван, а от самого города остались руины...

Выдающийся писатель, русский патриот, Алексей Николаевич Толстой три месяца не дожил до великой Победы, в которую верил даже в самые трудные дни октября-ноября 41-го, когда немец стоял у стен Москвы. Он ушел 23 февраля 1945 года, в День Красной армии.

В связи со смертью А.Н. Толстого был объявлен государственный траур.

Последним его произведением был пронзительный рассказ «Русский характер»…

---------------------------------------

И вроде как не новгородский P.S...

У современной литературной критики отношение к Алексею Николаевичу Толстому неоднозначно-странное, осторожно-хвалебное.

Официальное литературоведение, оставляя за Толстым звание классика, многое не может простить «третьему графу русской литературы» и предъявляет ему моральный счет за барскую жизнь в нищей и полуголодной стране, любовь к официозу, тяготение к кремлевскому обществу и придворной жизни, участие в гонениях на неугодных власти писателей и откровенно конъюнктурный, написанный в угоду вождю роман «Хлеб» об участии Сталина в обороне Царицына. Но даже официальные литературные критики не могут не признать, как талантливо написана эта конъюнктура, и не могут устоять перед изумительным мастерством писателя.

Лучшие же критики – время и читатели – давно выбрали Алексея Толстого в число любимых писателей. Его эпопеи «Петр Первый» и «Хождение по мукам» по сей день входят в топ 100 лучших произведений всех времен и народов. Романом о Петре, наполненном живым многоголосием и вольным, гулким, таинственным ветром русской истории, до сих пор зачитываются самые разные поколения и нет числа его экранизациям. По прежнему с волнением и участием переживает читатель «хождение по мукам» сестер Кати и Даши Булавиных, в одночасье оказавшихся на обломках огромного, еще дымящегося прошлого в стране, охваченной огнем гражданской войны. И так же свежа сегодня и не утратила своего неотразимого обаяния чудесная повесть «Детство Никиты», полная подкупающего лиризма и очарования невозвратной поры детства. А еще с нами до сих пор фантастические «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», любимейшая сказка «Золотой ключик» и «Рассказы Ивана Сударева», с высокой простотой повествующие о войне, как тяжелом, жертвенном ратном труде, и красоте души русского солдата.

Сегодняшний читатель благодарен Алексею Толстому за невыразимую прелесть общения с его книгами, за их роскошный, неистощимый язык – эту дивную вязь из русских слов, словно созданных для великого искусства.

И вслед за Рощиным, героем романа «Хождения по мукам», хочется сказать: «пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции», забудутся подробности личной жизни и «нетленным останется только одно» – творчество большого мастера, владевшего даром реалистического воспроизведения целых исторических эпох во всей их неповторимости и секретом явственно видеть людей, созданных воображением, вживаться в их судьбы и читать в их сердцах. Мастера слова, в произведениях которого за историческими событиями, картинами русской природы, судьбами самых разных людей неизменно стоят русская душа и величавый образ Родины – «чистый, как детство, незабываемый, как первая любовь, дорогой, как сама жизнь».

 

Литература к статье:

1. Писатели в Отечественной войне 1941-1945: письма читателей. – М.: Гослитмузей, 1946. – С. 19.
2. Жаворонков А.З. Писатели на Новгородской земле / А.З. Жаворонков, Э.Ф. Тихонова, В.В. Тюрин; Новгор. обл. б-ка. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1960. – С. 101-103.
3. Кудряшов А. А.Н. Толстой в Демянске // Новгородская правда. – 1979. – 4 нояб.
4. Новгородская область в произведениях советских писателей и современном письменном народном творчестве: указатель литературы / составитель Е.С. Григорьева; Новгор. обл. б-ка. – Новгород, 1982. – Именной указ.
5. Тюрин В. И обязанности депутата – источник вдохновения // Тюрин В. На земле Садко. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 197-204.
6. Антонов А. Алексей Толстой и наш край // Марево – земля Рюриковичей. – Великий Новгород, 2000. – С. 300-303. По материалам газеты Молвотицкого района «Большевистский клич» 1937 г.

Приложения к материалу

  • Кудряшов А. А.Н. Толстой в Демянске // Новгородская правда. – 1979. – 4 нояб.

    Новгородская правда. – 1979. – 4 нояб.