Великий Новгород и Новгородская область

Котельников Глеб Евгеньевич

30 января 1872 – 22 ноября 1944
Котельников Глеб Евгеньевич

Изобретатель, создатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта для спасения жизни летчиков при аварии самолета в воздухе. Разработанная им система ввода в действие классического купола круглой формы применяется до сих пор

В августе 1911 года в Новгороде провел окончательные испытания ранцевой модели парашюта

С новгородской землей связана и его актерская биография: выступал на сцене курортного театра в Старой Руссе (1905), приезжал на гастроли в Новгород (1917)

РУССКИЙ, КОТЕЛЬНИКОВА, ПЕРВЫЙ!

--------------------------------------------------------------------

Глеб Евгеньевич Котельников – уроженец Петербурга, выпускник Киевского военного училища. Выйдя в отставку в звании артиллерийского поручика запаса, недолго прослужив чиновником в станице Усть-Медведская Войска Донского, поступил в драматическую труппу Петербургского народного дома: карьера актера была его давнишней мечтой.

24 сентября 1910 г. в Петербурге, на Всероссийском празднике воздухоплавания, Глеб Котельников стал свидетелем гибели одного из первых русских авиаторов, капитана Л.М. Мациевича. «Гибель молодого летчика … настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности», – вспоминал он позднее.

Парашюты, это древнейшее изобретение человечества, в России конечно были. Но к началу XX в. основное их применение лежало в области развлечений и зрелищ: т.н., в большой моде были тогда прыжки с воздушных шаров с акробатическими трюками. Развитие авиации, увеличение числа полетов привело и к увеличению числа катастроф. Тогда и вспомнили об основном предназначении парашюта – как спасательного средства. Однако существующие громоздкие стационарные парашюты для этой цели не годились – их трудно было взять с собой в самолет. Поэтому стратегией изобретателя Котельникова стала мобильность – создание аппарата, который всегда был бы «под рукой» у летчика, позволил ему без промедления покинуть неисправный самолет и благополучно приземлиться.

В течение 1911 года Котельников напряженно работал над проектом своего легкого парашюта, названного им РК-1(Русский, Котельникова, модель первая). Купол парашюта имел круглую форму, укладывался в металлический заплечный ранец. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, выбрасывавшие купол наружу после тогокак летчик, оставив самолет, выдергивал вытяжное кольцо.

Первые успешные испытания натурного образца (модели парашюта в 1/10 натуральной величины с куклой) состоялись на даче в Стрельне.

В августе 1911 года самые ответственные испытания второго, усовершенствованного опытного образца («Манекен-2», с чехлом в виде школьного ранца и оригинальной защелкой), Котельников решил провести подальше от Петербурга, в тихом провинциальном Новгороде. Там жил его брат Борис, служивший акцизным ревизором, а два его сына-гимназиста стали незаменимыми помощниками изобретателя при испытаниях. Племянник Котельникова, Мстислав Борисович, вспоминал: «Летом 1911 года приехал дядя Глеб и сообщил, что привез изобретенный спасательный прибор для авиаторов. Показал большую самодельную куклу, на голове которой был шлем из жести величиной с консервную банку. Дядя по приставной лестнице залез на крышу и подбросил вверх куклу, придерживая тонкую бечевку. Из шлема куклы вылетел кусок материи, превратился в зонтик, и кукла плавно спустилась. Продемонстрировав эту модель, дядя Глеб сказал, что привез испытывать и другую модель – ранцевую. Для этого был изготовлен большой коробчатый змей…».

Куклу-манекен сбрасывали с воздушного змея на окраине Новгорода, за валом у Духова монастыря. Кусочек зажженного трута пережигал нить, и кукла спускалась на парашютике, который вылетал из ранца и раскрывался. Успех превзошел все ожидания. (К слову, фотоснимки момента испытания модели за городом передал в 1978 г. в Новгородский музей племянник изобретателя Борис Борисович Котельников).

Отказавшись от модели «парашюта из шлема» (ввиду трудоемкости укладки материи), Котельников остановился на ранцевой модели: «В 1910 году я лишь обдумывал, как выполнить легкий парашют, и строил разные модельки, пока, наконец, выработал «новгородскую» модель, которую и испытал в 1911 году». Эту окончательную, продуманную со всех точек зрения «новгородскую» модель Г. Котельников показал военным в Главном инженерном управлении, а затем подал заявку на свое изобретение.

В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В.А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что «4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз – ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом».

Однако патента изобретатель не получил (в военном ведомстве посчитали, что спасательный парашют – вещь вредная: пилоты, имея парашюты, начнут спасаться сами, а не спасать самолеты). В январе 1912 г. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438612.

Первые испытания парашюта в натуральную величину были проведены 2 июня 1912 г., а через три дня парашют испытали в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле д. Сализи. Парашют РК-1, отличавшийся простотой и надежностью, раскрывался безотказно. Он был успешно применен в годы Первой мировой войны.

В 1923 г. Г. Котельников создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель РК-3, где жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп (такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор). 4 июля 1924 г. на РК-3 был получен патент за № 1607. В 1924 г. Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м, позволявшем опускать груз массой до 300 кг. Котельникову принадлежит также идея применения парашюта для торможения самолета (сейчас такие парашюты широко используются в авиации и космонавтике для гашения посадочной скорости).

Все свои изобретения Г.Е. Котельников в 1926 г. передал Советскому правительству.

Изобретение отечественного парашюта привело к развитию в 1930-х гг. массового парашютного спорта в стране, одним из выдающихся деятелей которого был наш новгородский уроженец Н.А. Евдокимов.

Глеб Евгеньевич Котельников скончался в 1944 году, успев увидеть, как его изобретение спасло жизни тысячам летчиков на фронтах Великой Отечественной войны.

В честь первого испытания ранцевого парашюта д. Сализи Гатчинского района Ленинградской области получила название Котельниково. Здесь же установлен скромный памятник с изображением парашюта.

---------------------------------

С новгородской землей связана не только изобретательская, но и актерская биография Глеба Котельникова. Стремясь на профессиональную сцену, летом 1905 года он приехал в Старую Руссу, чтобы встретиться с известным антрепренером К.Н. Незлобиным и попытаться поступить в его труппу, каждое лето выступавшую на курорте. Роль Сатина в пьесе Горького «На дне», исполненная Котельниковым на сцене курортного театра, имела успех у публики. Однако сезон 1905 года для Незлобина был не совсем удачным и закончился почти с убытками, поэтому места для Котельникова в труппе тогда не нашлось. Уже в 1917 году, в качестве артиста Петербургского народного дома, он приезжал на гастроли в Новгород. О сценическом искусстве Глеба Котельникова новгородская губернская газета писала в те дни: «Это подлинный талант. Видя его игру, испытываешь истинное эстетическое наслаждение, что в провинциальном театре случается нечасто. Это несомненное искусство».

Приложения к материалу

  • Первые испытания модели авиационного парашюта в Новгороде. Рис. изобретателя. 1911 г. Источник изображения: Владимиров М. История одного парашюта // Новгородские ведомости. – 2001. – 17 апр.

    Рисунок изобретателя, 1911 год
  • Фрейдман Р. Дар из Горького // Новгородская правда. – 1978. – 17 мая.

    Новгородская правда. – 1978. – 17 мая.
  • Берегов Н. Изобретатель и артист // Новгородская правда. – 1982. – 3 окт.

    Новгородская правда. – 1982. – 3 окт.
  • Шатунов Б. Патент № 50103 // Новгородский комсомолец. – 1985. – 10 окт.

    Новгор. комсомолец. – 1985. – 10 окт.
  • Владимиров М. История одного парашюта // Новгородские ведомости. – 2001. – 17 апр.

    Новгор. ведомости. – 2001. – 17 апр.