Новгородские камушки в пригоршне «уральского самоцвета»
Писательская судьба Мамина-Сибиряка – тот самый редкий случай, когда обидный недостаток внимания со стороны официального, большого литературоведения с лихвой восполняется стойким и по сей день читательским интересом. Его увлекательные романы, сказки, исполненные доброты, любви, верности самым простым и заповедным чувствам, множественно переиздаются и остаются в числе самых любимых книг, сопровождающих нас с самого детства до зрелых мудрых лет.
Мамина-Сибиряка называли уральским самоцветом, певцом старого горнозаводского Урала, русским Золя. Свои первые журналистские работы он подписывал Д. Сибиряк (в те времена все, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью). А вот романы стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк, и она осталась за писателем навсегда. Дмитрий Наркисович – автор известных романов «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото». Его перу принадлежат вошедшие в русскую детскую классику сказки и рассказы: «Серая шейка», «Зимовье на Студеной», сборник «Аленушкины сказки», открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни.
«Кряжистый, сильный и смелый», типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк, по воспоминаниям современников, был душой компании: прекрасный рассказчик, общительный, добрый. При этом был прямым и подчас резким: не терпел несправедливости, не умел лгать и притворяться. Он был так колоритен, что сам Илья Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины. На самой известной своей фотографии – в роскошной шубе, в каракулевой папахе – Мамин-Сибиряк выглядит солидным, довольным жизнью. На самом же деле был он человеком очень невезучим. Жизнь Мамина-Сибиряка была трудной и многопечальной, с приступами острой нужды и отчаяния, а самыми благополучными и счастливыми были только раннее детство и недолгие месяцы брака. Не было литературного успеха, которого он заслуживал – ведь Мамин-Сибиряк «открыл» миру Урал со всеми его богатствами и историей. «... Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок», – с горечью писал Дмитрий Наркисович другу.
Горести, утраты близких, болезнь любимой дочери рано его состарили и ускорили кончину в 60 лет. В столичной печати не заметили ухода писателя Мамина-Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья и почитатели его таланта собрались на траурный вечер.
***
К сожалению, до сих пор нет ни одной новой, достойной книги о нем. Многие не знают ни настоящей судьбы писателя Мамина-Сибиряка, ни других его книг – а ведь он автор увлекательных очерков, светлых и трогательных святочных рассказов и сказок, собиратель народных легенд коренного населения Урала и Зауралья. Малоизвестным остается Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и для новгородского литературного краеведения. Прочная репутация певца Урала и автора Аленушкиных сказок не всякого располагает искать в творчестве Мамина-Сибиряка «новгородский след».
Между тем, задумав серию исторических познавательных очерков для детей, Д.Н. Мамин-Сибиряк решает начать их с истории вольного Новгорода: «Хочу написать русскую историю для детей в форме путешествия. Сначала напишу новгородскую историю…» Для этого весь сентябрь 1895 года Д.Н. Мамин-Сибиряк живет в Новгороде, изучая достопримечательности. В августе 1901 года писатель вновь в разъездах по Новгородской земле, путешествует по водному пути из Ладоги в Волхов – чтобы накопить фактический материал, воскресить историческую обстановку: «Это мне необходимо для истории, для детей». К сожалению, из большого замысла в новгородском цикле получились только два рассказа: «Славен город Великий Новгород» (новгородская быль) и «Сударь Пантелей свет-Иванович» (новгородское предание).
И практически неизведанной, мало исследованной в творчестве писателя до сих пор остается тема «новгородского истока»: значение новгородского освоения Урала для формирования здешнего особого этноса; новгородское «эхо» в топонимике, говорах, обычаях и укладе жизни русского Урала. Сам Д.Н. Мамин-Сибиряк так писал об этом: «Живучесть новгородского духа на Урале просто изумительна!»
Много литературных открытий предстоит неравнодушному и пытливому исследователю творчества удивительного писателя, о котором так задушевно сказал А.М. Горький: «Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык...»
-----------------------
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и его дочь Мамина Елена Дмитриевна (1892-1914) были захоронены на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1956 г. прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки (некрополь-музей Волковского кладбища в г. Санкт-Петербург). Памятник с бронзовым барельефом на могиле был изготовлен в 1915 г. скульптором И. Я. Гинцбургом. Рядом с Д.Н. Маминым-Сибиряком захоронена Абрамова Мария Морицевна (1865-1892), актриса, жена писателя. Фото захоронений см. в файлах-приложениях к статье.