Шел по городу трамвай
Довоенная Старая Русса, знаменитая своим минеральным курортом, на котором перебывали кажется почти все российские знаменитости, особенно гордилась еще и тем, что гости города, приезжающие по железной дороге, с вокзала добирались на трамвае.
История старорусского трамвая началась еще в 1915 году, когда ввиду угрозы немецкой оккупации из латышского г. Кемери (Юрмала) сюда было эвакуировано трамвайное оборудование. События Первой мировой войны и революционный 17-й год помешали найти им применение. Но уже в 1918 году Старорусский Совет рабочих и солдатских депутатов принял решение о строительстве на его базе электрического трамвая (по видимому, одно из первых в новой Советской России). В октябре 1919 г. новгородская газета «Звезда» писала: «В городе идут спешные работы по постройке трамвайного пути. Уже уложены рельсы от центра города до парка минвод. Трамвай оживит окраины города и придаст Старой Руссе более городской вид».
Строительство трамвайной линии длилось 5 лет: его тормозили послевоенная разруха и как ее следствие – перебои со стройматериалами и финансированием. Руководил работами инженер-электрик строительного управления Роман Антонович Бишард.
В 1922 году рельсовый путь был уложен на всем протяжении, кроме подхода к мосту через р. Полисть со стороны Гостинодворской улицы (нынешняя Ленина). В ожидании электрификации трамвайной линии было решено пустить «паровую версию» – поезд из паровоза «Артур Коппель» 1911 года выпуска с двумя прицепными вагонами. Паровой трамвай был открыт 11 июня 1922 года. Его эксплуатацию взяли на себя арендаторы. Трамвай ходил по одному маршруту, «курортному» – от вокзала до парка Минвод, стоил 5 копеек за один проезд. Старорусская газета «Красный пахарь» извещала своих читателей: «С 11 июня в Старой Руссе ходит «трамвай», вернее, небольшой паровозик с двумя вагонами для перевозки публики и багажа, трамвай свои рейсы приспособляет к часам прибытия и отправления поездов и идет от железной дороги до самого парка. Следовало бы ему работать и в час возвращения публики из театров, потому что среди возвращающихся слышны сожаления, что нет трамвая…»
Паровой трамвай пользовался большой популярностью среди местных жителей, которых не пугали даже искры, разбрасываемые паровозом при движении. Первый летний сезон паровой трамвай отработал успешно, и 1 октября был возвращен арендаторами городскому коммунальному хозяйству. На летний сезон 1923 г. коммунальщики установили новые цены: проезд от вокзала до рынка стоил 2 рубля, от рынка до парка – 2 рубля, а весь маршрут от вокзала до парка минвод – 3 рубля.
Существовали и бесплатные билеты: ими пользовались представители военных и правоохранительных ведомств – военный комендант города, сотрудники уголовного розыска, чекисты из местного ОГПУ.
Паровой трамвая проработал только два летних сезона (до 1 октября 1923 г.) – режим сезонной его эксплуатации оказался убыточным, его закрыли, а персонал уволили.
Однако на подходе был пуск электрического трамвая, сооружение которого подходило к концу. Он был открыт 6 июля 1924 г. в 14 часов. На маршрут было выделено 5 моторных вагонов, которые ходили с интервалом в 7-8 минут. Обслуживала их бригада из 7 вагоновожатых и 7 кондукторов, работавших в две смены. Маршрут от железнодорожного вокзала до парка Минвод был разделен на два участка, плата за каждый составляла 5 копеек. Рейсы производились с 9 часов до часу ночи ежедневно, кроме четверга, когда у служащих трамвайного парка был выходной день.
Трамвай ходил в Старой Руссе до начала Великой Отечественной войны. Старожилы вспоминали, что в начале июля 1941-го, когда шла спешная эвакуация, трамвай еще делал рейсы. А 5 июля 1941 г. на его рельсах лежали убитые и раненые рушане…
После войны о трамвае как-то не вспоминали. Было не до этого: многострадальная Русса, подвергшаяся страшным разрушениям в ходе ожесточенных боев за город и в годы фашистской оккупации, еще долго залечивала раны.
В 1989 г. при строительстве жилого дома по ул. Халтурина (б. Введенская, где располагался трамвайный парк) строители обнаружили на небольшой глубине рельсы с маркировкой 1902 года – часть трамвайной линии. Эта находка всколыхнула интерес к полузабытому довоенному трамваю: появились публикации, воспоминания старожилов, возвратившие городской истории одну из ее интересных и замечательных страниц.
Литература, использованная при подготовке статьи:
1. Трамвай в Старой Руссе // Руссаград. – 2010. – № 4.
2. Вязинин И.Н. Старая Русса в истории России. – Великий Новгород: Кириллица, 1994. – С. 207.