Великий Новгород и Новгородская область

Есть такая профессия – отвоевывать у времени шедевры архитектуры


Выдающийся архитектор-реставратор Леонид Егорович Красноречьев родился 25 октября 1932 года в деревне Малое Бурцево Селижаровского района Западной области (с 1935 г. – Калининской, ныне Тверской области).

Родители его, Егор Яковлевич и Клавдия Ивановна – из крестьян. Коренных, тверских. Прадед Леонида Егоровича строил плотины и мельницы. Воспитанием детей занималась мама, Клавдия Ивановна: отец был осужден как «враг народа» на 10 лет (впоследствии реабилитирован).

Детство Леонида Красноречьева пришлось на войну. «Мама нас на своем хребте поднимала. К счастью, в лесу, у стога сена корову тайком держала. Мама ходила в лес, коровушку подкармливала, немцы догадывались, но не тронули. Вот нас мама на молочке и вытянула…». Во время войны семья осталась без крова, деревня Малое Бурцево была сожжена немцами. Как вспоминал Леонид Егорович, их спас немецкий офицер: зашел в дом и велел быстро бежать в лес.

Учился в начальной сельской школе в д. Песочня (1940-44 гг.), а Дмитровскую семилетнюю (неполно-среднюю) школу окончил уже после войны, в 1947 году. В том же 1947 году поступил в Ленинградский архитектурный техникум на специальность «Проектирование жилых и гражданских зданий». Здесь Леонид Красноречьев прошел отличную выучку: техникум в то время высоко котировался благодаря своему педагогическому составу. Там преподавал, например, выдающийся архитектор-реставратор А.А. Кедринский, основоположник петербургской школы реставраторов, руководивший работами на дворцовом ансамбле в Пушкине.

Техникум Л.Е. Красноречьев успешно окончил в 1951 году, получив специальность «техник-архитектор гражданского строительства». Был направлен в послевоенный Новгород по его собственной просьбе: так был потрясен фотографиями руин древних новгородских памятников, которые студентам показывали на лекциях по истории архитектуры, и представлял, сколько там работы для восстановителей и реставраторов.

Но работа в Новгороде началась для Леонида Красноречьева с «канцелярской должности»: с конца 1951 г. и по весну 1952-го он работал инспектором по охране памятников в Новгородском отделе по делам архитектуры, занимался выявлением и учетом старых построек. Хотелось «живой» работы, и по настоятельной просьбе Красноречьева в апреле 1952 года его перевели техником-архитектором в Новгородскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую (СНРПМ, или «реставрационные мастерские», как ее называли). Мастерская работала в Новгороде с мая 1945 года, ее специалисты занимались спасением разрушенных памятников архитектуры Новгорода и его окрестностей: вывести из аварийного состояния, сохранить уцелевшее и не допустить дальнейшего их разрушения было главной задачей тех лет.

Молодой техник-архитектор Красноречьев попал в бригаду легендарной «бабушки новгородской реставрации» Любовь Митрофановны Шуляк. Под ее руководством получил начальные уроки архитектурно-археологических обмеров на выдающих объектах – церквях XIV века Федора Стратилата на Ручью и Иоанна Богослова на Витке. И не только: в лице Л.М. Шуляк он обрел пример высочайшего профессионализма и неистового подвижничества. 

С конца 1952 и по конец 1954 гг. Леонид Красноречьев проходил службу в рядах Советской Армии. После армии, осенью 1954 года, вернулся в Новгород, на прежнее место работы в реставрационные мастерские. 
------------------
В Новгороде его ждала Наташа, с которой он познакомился еще в бытность свою инспектором. Вскоре она станет его женой, коллегой, единомышленницей и соратницей во всех его начинаниях, верной спутницей на долгие, долгие годы. Даже свадебное путешествие в 1956 году Красноречьевы провели в командировке – на реставрации Воскресенского собора в Старой Руссе и ц. Екатерины в Валдае. И жили они долгое время тоже в «памятнике» – Западном корпусе Антониева монастыря. 

Наталья Михайловна Красноречьева: «Быть женою одержимого человека нелегко. Если бы мы работали в разных отраслях, может, было бы и легче. А мы, как говорится, безземельные и безлошадные, жили только одной работой. И хобби – работа. В выходной день куда? По памятникам. Это наше общее дело. И связано оно с эмоциями и переживаниями».
-----------------------
В научно-реставрационной мастерской Леонид Егорович быстро стал ведущим архитектором, а затем начальником отдела. После успешной реставрации церкви Власия ему доверили самостоятельную творческую работу. Первыми его самостоятельными работами стали церкви Рождества Богородицы на Молоткове и Успения Богородицы на Волотовом поле.

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле – уникальная, одна из самых знаменитых древних церквей Новгорода, шедевр русской архитектуры ХIV века. Была уничтожена во время Великой Отечественной войны, в августе 1941 года. Гибель волотовского храма, приравненного к шедеврам архитектуры итальянского Предвозрождения, рассматривалась научной общественностью как одна из наиболее тяжелых, поистине невосполнимых утрат, которые понесла мировая культура в период Второй мировой войны. В 1955 году Л.Е. Красноречьевым были проведены научно-консервационные работы на руинах памятнике – это на 40 лет защитило волотовский храм от окончательного исчезновения. (В начале 2000-х появилась возможность провести его комплексную научную реставрацию с воссозданием всех утрат, нанесенных войной. Это сделала в 2001- 2003 годах в рамках российско-германского проекта уже ученица Красноречьева, Нинель Николаевна Кузьмина, автор проекта воссоздания церкви Успения в подлинном облике ХIV века и руководитель научно-реставрационных работ. Без разработок Красноречьева 50-х годов возрождение церкви Успения на Волотовом поле было бы невозможно – поэтому Государственную премию 2004 года за восстановление волотовского храма они получили вдвоем – Красноречьев и Кузьмина).

В дальнейшем Л.Е. Красноречьев разработал проекты и осуществил руководство реставрацией более 30 памятников каменного зодчества XII - XVII вв. Невозможно перечислить все памятники, судьбой которых занимался Красноречьев. Вот только самые известные: церкви Двенадцати Апостолов, Рождества Богородицы в Перыни, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила и Благовещения на Торгу, Воскресения и Св. Иоанна Милостивого на Мячине, Покровская церковь и башня в Новгородском кремле, Воскресенский собор в Старой Руссе, соборы Антониева и Клопского монастырей, а также грандиозные архитектурные комплексы Валдайского Иверского и Вяжищского монастырей.
-------------------------------------
Рассказывает Л.Е. Красноречьев:

«В Вяжищи – в мороз и стужу, пешком. Это были 1951-52 годы. Поручили мне «вести» этот монастырь. И создали комсомольско-молодежную бригаду. Работать было очень интересно. А жили в неотапливаемых комнатах разрушенного братского корпуса, а на выходные за нами либо приходила машина, либо шли пешком. Сделано было довольно много. Работало нас несколько человек, все молодые, энергичные, разве это плохо? Потом приходилось делать обмерные чертежи, проект реставрации, технические чертежи. Тянулось это долго, почти 20 лет. К этому объекту чувствовался большой холодок в вышестоящих инстанциях, финансирование тоже проходило очень сложно, но я считаю, мы сделали очень много. Заменяли утраченные изразцы, не похожие на ярославско-костромские, московские и иные. Были восстановлены десятки тысяч утраченных изразцов. Бригада Егорова Алексея Алексеевича поставляла изразцы, как в старину было заведено. Егоров полностью восстановил технологию этих изразцов».

«Иверский монастырь напоминает легенду о невидимом граде Китеже. Иверский монастырь поразил меня… необычностью. Этот стиль «не влезал» в то представление, которое уже сложилось. Я полистал немало специальных изданий: пришел к выводу, что к памятнику прикоснулись руки одного, особого мастера и лет через пять документы это подтвердили... Афанасий Фомич. Это был, по-видимому, молодой стрелец, разбитной парень, неустойчивого характера. Работал он каменщиком, это помимо стрелецких обязанностей. Подмастерьем каменных дел, иногда выполнял плотничьи работы. Строил одновременно несколько сооружений на двух подворьях монастыря в Москве, был талантливейшим человеком, ему доверяли. Он получал стрелецкое жалованье, как десятник стрелецкий, как каменщик, как подмастерье каменных дел. Он был натура прекрасная, русская. И все это отпечаталось в архитектурном облике монастыря».
-------------------
О Валдайском Иверском монастыре, работе по его реставрации, о своих открытиях Л.Е. Красноречьев рассказал в замечательной книжке «Иверское чудо» (1982), подготовленной совместно с Э.Г. Истоминой. К слову, число его научных публикаций составляет порядка 20, а еще есть 28 научных отчетов о реставрации памятников, больше напоминающих научно-художественные очерки.

Всего с 1955 по 1998 годы под руководством Л.Е. Красноречьева проведены исследования (исторические изыскания, раскопки, инженерные расчеты, графика) и реставрационные работы на 70 архитектурных памятниках, а включая памятники архитектурных комплексов, – более чем на 100. 

Гигантский объем и масштаб работ, осуществленных им за 40 с лишним лет – он под силу целой проектной организации, хорошо обученной и оснащенной. А Леонид Егорович на своих объектах зачастую был в одном лице: автором проекта, исследователем, руководителем реставрационных и строительных работ, нормировщиком, мастером, каменщиком и плотником, подсобным рабочим, фотографом и пр. Восстановленные им памятники древней новгородской архитектуры пропорциональны,  гармоничны, выразительны, исторически тактичны, исполнены чувства меры и красоты – все это признак высокого профессионализма.

Но есть в судьбе Леонида Егоровича особый памятник, который любят и знают новгородцы, и который не минует ни один турист. Это Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Сотни тысяч приезжающих сюда восхищаются шедеврами народной новгородской архитектуры, не подозревая, что все это великолепие найдено, изучено, сохранено и восстановлено одним человеком – выдающимся архитектором Красноречьевым. 

Архитектурный музей под открытым небом был создан в 1964 году в южных окрестностях Новгорода. Это стало осуществлением мечты Леонида Егоровича Красноречьева и результатом его подвижнической деятельности.

Он задумал его еще в конце 1950-х, работая одновременно на объектах каменного зодчества. Признавался: «Люблю народную архитектуру, потому что она искренняя, непосредственная. А конструкции, формы будто вытекают из самого материала – дерева, сохраняя его живую теплоту». Леонид Егорович мыслил создать заповедник образцов деревянного зодчества в виде парка со свободным доступом, где все, гуляя, будут наслаждаться красотой деревянной архитектуры.

И хотя в становлении музея достойное место занимают имена А.В. Ополовникова, известного ученого реставратора, доктора архитектуры (работал вместе с Леонидом Егоровичем в самом начале этого масштабного проекта, сделал проект реставрации Курицкой церкви – первого музейного объекта «Витославлиц», выбрал для него место), Л.Я. Тынтаревой, замечательного инспектора по охране памятников Новгородской области – главным его основателем и создателем по праву считается архитектор Красноречьев. 

Начиная с 1959 года Леонид Егорович с энтузиазмом занимался натурным обследованием памятников деревянного зодчества – в экспедициях по выявлению интересных, имеющих художественную ценность экспонатов для будущего музея он объездил всю Новгородскую область. Красноречьевым было выявлено, взято на учет и охрану (и тем спасено от разрушения и забвения) свыше 150 построек 16-19 веков – церкви, часовни, избы с хозяйственными постройками. Разборка и перевозка каждой деревянной постройки осуществлялась под его личным руководством. Он же был автором проектов реставрации подавляющего большинства памятников деревянного зодчества.

Реставрация проводилась в максимально точных первоначальных формах: Красноречьев обладал редким, удивительным даром разгадать тайну архитектурного замысла мастера старинной постройки. Очищая от искажений, чуждых наслоений, он доводил этот первоначальный замысел до совершенства и открывал миру невыразимую красоту русских бревенчатых срубов. Всего в музей было переведено и отреставрировано более 20 памятников деревянного зодчества.

Он же выбирал для каждой деревянной постройки местоположение в Витославлицах – наиболее приближенное к ландшафту родных мест памятника, чтобы «как дома». Так, первый экспонат музея, церковь Успения из поозерского с. Курицко, поставили на краю музейной деревни, на берегу оз. Мячино, недалеко от Волхова – в родных местах она стояла на берегу Ильменя и служила, помимо прочего, маяком для рыбацких судов.
------------------------
Рассказывает Л.А. Филиппова, в 1971-80 гг. ст. научный сотрудник, директор музея «Витославлицы»:

«Всегда поражало его умение выполнять любое дело быстро, четко и талантливо. И в дождь, и в холод он мог часами, без отдых зарисовывать и фотографировать части и детали построек при их разборке, отмечая любые, едва видимые следы, отпечатки, врубки, позволяющие восстановить первоначальные облик памятника. Реставрацию любого объекта Л.Е. Красноречьев завершал обстоятельным отчетом о всех этапах его разборки, перевозки и реставрации... Вместе с ним работала отличная бригада плотников. Многие из них посвятили реставрации деревянных памятников долгие годы: Е.А. Стрижов, Г.П. Липатов А.А. Карташов, М.А. Дмитриев и др. Е.А. Стрижов, Г.П. Липатов тоже стали лауреатами Государственной премии 1996 г.»

----------------------
В 1967 году Л.Е. Красноречьев в сжатые сроки разработал эскизный план развития музея – детально проработанный и талантливый по концепции. Сформулировал основные принципы построения музея: в нем должны отразиться характерные планировочные структуры старых новгородских деревень; путем создания секторов отразить главные архитектурные особенности регионов области; основу музея должны составить секторы крестьянских усадеб с возможно полным набором всех построек. И главное: «Музей не должен быть мертвым организмом. Его территория и некоторые постройки должны быть оживлены не только толпами туристов, но и ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами...». В 1989 г. Л.Е. Красноречьевым был составлен и масштабный генеральный план «Витославлиц». 

Леониду Егоровичу «Витославлицы» обязаны и своим красивым именем. Первое время в официальных документах музей именовался как «Заповедник образцов народного деревянного зодчества». Именно Красноречьев предложил назвать его Витославлицами – по месту расположения, в память о древнем селе, где в XII веке был основан Пантелеймонов монастырь.

В 1971 году Л.Е. Красноречьев был принят в Союз архитекторов. В 1979 году ему было присвоено звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации.

В 1985-2000 гг. он трудится в любимых и родных «Витославцах» – ведущим научным сотрудником Музея народного деревянного зодчества, филиала Новгородского государственного музея-заповедника. Занимается развитием музея. При нем в 1989-91 гг. была существенно развита его инфраструктура: там появились колодцы, мостки, приусадебные участки и др. Это позволило привести в равновесие два направления – архитектурное и этнографическое, поскольку «Витославлицы» с самого начала задумывались как архитектурно-этнографический музей. «Витославлицы» превращались в деревянную жемчужину, где воочию оживал утраченный, забытый красочный мир русской старины, крестьянских традиций...

Подвижнический труд Леонида Егоровича Красноречьева получил профессиональное признание и был высоко отмечен.

В 1995 году постановлением Администрации города Новгорода от 17.04.95 № 53 ему было присвоено звание «Почетный гражданин Новгорода» – «за большой личный вклад в реставрацию памятников г. Новгорода и создание музея «Витославлицы». 

А в 1996 году Л.Е. Красноречьев, в числе 8 новгородских реставраторов, стал лауреатом Государственной премии РФ в области архитектуры – «За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода, как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII-XVII веков Новгорода и его окрестностей» (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.1997 г. № 532 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года»).

В 2004 году, в связи с окончанием восстановления церкви Успения на Волотовом поле Л.Е. Красноречьев и Н.Н. Кузьмина были удостоены Государственной премии РФ «За выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника Отечественной архитектуры XIV века – церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

На церемонию вручения премии Леонид Егорович поехать не смог – он уже тяжело болел. Выдающийся архитектор-реставратор Леонид Егорович Красноречьев ушел из жизни 4 мая 2013 года. Похоронен на Западном кладбище Великого Новгорода.

****
Приехав в Новгород 19-летним, Леонид Егорович Красноречьев всю свою жизнь посвятил изучению и восстановлению древних новгородских памятников. Высокий профессионализм и накопленный опыт научной и практической деятельности позволили ему занять видное место в отечественной реставрации. Наряду с Л.М. Шуляк, Г.М. Штендером, Т.В. Гладенко, Л.Е. Красноречьев стал одним из основоположников Новгородской реставрационной школы и создателем оригинальных реставрационных методик. Многие практикующие реставраторы не только Новгорода, но и всей страны считают себя учениками Красноречьева и гордятся этим.

Все, кто с ним работал, говорят, что о Красноречьеве можно рассказывать бесконечно и только в превосходных степенях: архитектор и реставратор редкого таланта и редкостного трудолюбия, неутомимый исследователь, настоящий ученый с неординарным мышлением и широчайшей эрудицией. Все, к чему прикасались руки мастера – все выходило красиво до совершенства. «Мера и красота» – закон древних зодчих стал и его собственным мерилом в жизни и творчестве.

Хочется добавить, что одаренный многими талантами, Леонид Егорович Красноречьев был еще и прекрасным художником – виртуозным рисовальщиком, графиком, акварелистом. При одном взгляде на его работы рождаются слова – чистота и кристальность. В каждой безукоризненно точной карандашной линии, в каждой безукоризненно прозрачной акварели... 

Нинель Николаевна Кузьмина, наш знаменитый реставратор, для своего учителя Леонида Егоровича Красноречьева нашла только одно слово – «Гений». С ней солидарна и Людмила Андреевна Секретарь, историк новгородской архитектуры, коллега и ученица Красноречьева: «Более талантливого человека я в своей жизни не видела». 

«Это подарок судьбы, что мне удалось узнать его, поработать с ним в период моего становления, ведь он был гениальным реставратором и замечательным человеком... Он был настоящий самородок, трудолюбие, помноженное на талант. С рабочими он работал как плотник, каменщик, умел делать руками буквально все. Посмотрите, какая красивая фамилия: Красноречьев… Он полностью ей соответствовал, говорил на великолепном русском языке, не делая никаких ошибок. Так же и писал – умно, красиво и логично. 
Я пришла работать в реставрационную мастерскую по его приглашению в 1977 году. До этого я работала в музее, училась в аспирантуре и, конечно, знала о нем, как о великом мастере. Приглашение было приятно, но работать с Леонидом Егоровичем было невероятно сложно. Он был сверхтребователен к себе и требователен к своим подчиненным. Я занималась поиском исторических материалов в архивах, составлением исторических справок, ведь для того, чтобы сделать проект реставрации, нужно обобщить все натурные данные, увидеть следы перестроек. Бывает очень сложно разгадать тайну первоначального архитектурного облика…
Я не знаю никого, кто мог бы трудиться так, как Красноречьев. Он работал одинаково напряженно и в мастерской и дома, прерываясь только на сон. Голова его была включена в реставрацию постоянно, поэтому работать с ним было чрезвычайно интересно. 
Красноречьев терпеть не мог лени, пустого времяпрепровождения, долгих бездельных перекуров. Он приходил с объекта в мастерскую, уже уставший, под занавес рабочего дня, садился за свой стол и нас «воспитывала его спина». Не работать рядом с ним было преступно.
Затем еще были наши совместные статьи, чем я горжусь и что храню с теплом в своей душе.
Господь дал много талантов этому скромному человеку. У меня дома висят две его акварели – осенний пейзаж и грозовой. Любуюсь ими и вспоминаю Леонида Егоровича, которого к огромному сожалению уже давно нет с нами».

--------------------------

Традиция отливать памятные колокола в честь больших событий на Руси существовала с давних времен. Поэтому к 50-летию «Витославлиц» был тоже отлит колокол по образцу колокола XVI – начала XVII века, который когда-то висел на церкви Успения из села Курицко – первого экспоната Музея деревянного зодчества. Юбилейный колокол разместили на специально выстроенной звоннице в центре Монастырского комплекса «Витославлиц». Исполненная старинной вязью надпись на нем гласит: «Лета 2014 мца июня въ 5 днь к пятидесятилетию музея «Витославлицы» и в память основателя его Красноречьева Леонида Егоровича слит колокол сей народным тщанием и радением. А тот колокол ни продать ни заложить»…