Великий Новгород и Новгородская область

Речной флот не подведет!


С ранней весны до поздней осени плыли по Волхову – главной новгородской «улице» – пассажирские пароходы, тянули баржи труженики-буксиры. Как славно трудились до войны речники Новгородской пристани на древней русской реке!

И жили дружно, без чинов. В доме водников на Тихвинской улице соседствовали семьи капитанов Зинкова, Сапегина, Егорова, судового механика Иванова, матросы, шкиперы, рабочие-судоремонтники, инженерно-технические работники. Семьями ходили в клуб водников в Николо-Кочановском переулке. Играли на баянах, гармошках, духовых инструментах, гитарах и на модных тогда мандолинах. Детей возили на прогулки на пароходах по озеру. Для малышей устраивали веселые новогодние праздники и замечательные подарки в детском саду водников на Садовой улице.

Война застала многих речников Новгородской пристани на вахтах. Сошли на берег они уже в прифронтовом Новгороде. Свыше 500 речников были мобилизованы на строительство оборонительных укреплений вблизи Новгорода, в истребительный батальон, призваны в армию. Остальные занялись привычной работой на вдруг ставших опасными реках и Ильмене. Сложная обстановка и близость фронта наложили на плавсостав неимоверно тяжелую ответственность – необходимо было срочно эвакуировать из города людей, оборудование, культурные и исторические ценности.

Из воспоминаний М.А. Чурина, в 1941 году второго помощника механика парохода «Коммунист»:
«23 июня нашему пароходу пришлось перевозить не только пассажиров, но и войсковые соединения с боеприпасами и вооружением из военных городков: Новоселиц, Кречевиц, Муравьев, Селищ. Кроме того, мы перевозили и призывников, мобилизованных в Советскую Армию. Этими перевозками занимались и другие пассажирские пароходы: «Всесоюзный староста Калинин», «Коммунар», «Форель». Позднее поток беженцев из Прибалтики мы перевозили через Новгород в Кириши, откуда они эвакуировались по железной дороге. С 15 июля меня перевели первым помощником механика на буксирный пароход «Механизатор». Перед речниками буксирного флота была поставлена задача – не оставлять врагу никаких плавсредств и никаких материальных ценностей. Работа по перевозкам резко возросла. Подготовленные плоты и груженые суда были отбуксированы по реке Волхов до Волховстроя. Началась эвакуация людей, продовольствия, ценностей».

Эвакуация производилась на речных судах вниз по Волхову, под непрерывными бомбежками, которые особенно участились в начале августа 41-го. Баржи и суда с людьми и грузом нередко становились мишенями для вражеских самолетов:

Снижались «мессершмитты», потом взмывали круто,
По беззащитным целям стреляли на ходу.
Да было ли все это иль, может быть, кому-то
Причудилось однажды в горячечном бреду?
Там камни нагревались до белого каленья.
Вдоль берега метались бездомные стада.
И, как бы нарушая все наши представленья,
Горела и взрывалась обычная вода.
Там плыли вниз повозки, подняв торчком колеса.
Там кони рвали упряжь, вздыхая тяжело.
Там раненые люди кричали безголосо,
И всех неумолимо течение несло.
И только эти стены да башни вековые,
И храмы, и палаты, стоящие в тени,
И свет невыносимый на куполе Софии- 
Последнее, должно быть, что видели они...

 

Для прикрытия эвакуации в условиях бомбежек и обстрела в Новгороде еще в июле 1941-го была сформирована Ильменская военная флотилия. Основу флотилии составили пароходы «Ульяновск», «Каракозов» и «Ижорец-9». Об истории формирования флотилии вспоминает один из участников событий тех лет А.Г. Родионов:

«В навигации 1941 года я работал капитаном парохода «Ульяновск», и в начале войны вместе с пароходами «Ижорец-9» и «Каракозов» участвовал в эвакуации – буксировке груженых судов в Волховстрой.

С прибытием очередного рейса в Новгород нас с порожними судами отправили в Шимск для эвакуации животных – коров, свиней. Шимск уже бомбили немецкие самолеты. После загрузки судов мы вышли на Новгород. Над нами низко летали самолеты, и что удивительно, не бомбили и не стреляли. Видимо рассчитывали, что к нашему прибытию Новгород будет взят, и все добро достанется им. Но немцы просчитались. До 15 августа Новгород держался. В этот период продолжалась эвакуация населения вниз по реке Волхов.

С прибытием из Шимска нас встретил начальник пристани и военный комендант. Получив от нас согласие воевать на этих пароходах и посоветовавшись с секретарем обкома партии Терентием Фомичем Штыковым, сразу же приступили к переоборудованию рулевых рубок на всех трех пароходах, установили 4-х ствольные пулеметы для стрельбы по самолетам, минометы и одну небольшую пушку на пароходе «Ижорец-9». От нас была принята присяга, команды вооружены. На наши пароходы были присланы военные минометчики и пулеметчики… Перед флотилией была поставлена задача – оказывать помощь и прикрывать суда, эвакуировавшие население Новгорода.

Враг был уже у самого города, вел активную разведку и забрасывал диверсантов. Было замечено, что несколько раз на водную гладь озера Ильмень садился вражеский гидросамолет, вел разведку и замеры глубин. Были опасения, что противник готовит выброску десанта на северо-восточное побережье Ильменя. Не случайно, поэтому, только что созданной военной флотилии была поставлена первейшая задача – нести сторожевую службу на Ильмене и Волхове, вести разведку и уничтожать парашютистов-диверсантов».

В помощь пароходам флотилии – для формирования караванов и их охраны – было выделено еще несколько вспомогательных катеров пристани. О судьбе двух таких катеров вспоминает старожил Новгорода, его Почетный гражданин Николай Георгиевич Тейс:

«Несмотря на то, что в августе 1941 года в Антониевом монастыре располагался штаб фронта, Новгород фактически ничем не был защищен от фашистов. Несколько зениток на весь город и…все.

Противник упорно стремился разбомбить мост через Волхов, единственную переправу для живой силы и техники. Как правило, самолеты врага налетали на город днем со стороны озера Ильмень «из-под солнца». Речники подметили эту закономерность, обшили листами железа два небольших катера, установили на них пулеметы и ежедневно ранним утром направляли свои «крейсеры» к истоку Волхова. Там, среди заросших кустарником протоков, поджидали немецкие самолеты и открывали по ним огонь. Вечером возвращались в Новгород, а на следующее утро вновь отправлялись на «охоту», каждый раз меняя место дислокации.

Однажды катера не вернулись в город. Ближе к вечеру мимо Кремля проплыл один из них, весь искореженный и изрешеченный пулями. Никто не знал, что произошло в то трагическое утро, потому что в живых не осталось ни одного участника боя. Вероятно, речники сразились с самолетами противника на открытой водной поверхности, и один из катеров остался покоиться на дне».

Несмотря на тяжелейшие условия работы, в короткие сроки было эвакуировано на пассажирских судах «Всероссийский староста Калинин», «Коммунист», «Форель», «Коммунар» свыше двадцати тысяч новгородцев, необходимое имущество и часть музейных ценностей. По рекам Шелонь, Ловать, Полисть буксирные пароходы на баржах вывезли около четырех тысяч тонн зерна и пятнадцать тысяч голов скота. Если добавить, что коллектив пристани перевез большое число войсковых подразделений и военной техники, то станут понятными масштабы работы, выпавшей на долю речников.

Речники несли потери, фашистской авиацией были потоплены вместе с командами пароходы «Самара», «Кострома», «Усердный». Не успевая эвакуировать пароход «Смелый», речники по приказу затопили его на фарватере выше Бронницкого моста, против деревни Божонка, а сами ушли сухопутным путем.

В ночь на 15 августа 1941 года пароходы «Томск», «Усть-Луга» сквозь огонь, под бомбежкой фашистских самолетов последними покинули горящий Новгород. Следовать по Волхову было трудно. Днем пароходы оставались в укрытии, а ночью без сигнальных огней продолжали путь. С эвакуацией последних судов из Новгорода отступала и временная Ильменская флотилия, прикрывая транспортные суда с эвакуированными и оказывая боевую поддержку сухопутным войскам. «Отступая вниз по Волхову, – вспоминает А.Г. Родионов, – флотилия несла сторожевую службу по рекам Волхов и Тигода до середины октября».

Суда Новгородской пристани и Ильменской военной флотилии шли в Новую Ладогу. Там новгородским речникам предстояло в течение 3-х военных навигаций мужественно и самоотверженно трудиться на знаменитой «Дороге жизни», всеми силами поддерживая блокадный Ленинград. 

Эвакуированный из Новгорода речной флот прибыл в Новую Ладогу в начале сентября 1941 года. Уже был блокирован Ленинград, и все пути его снабжения были прерваны. 3 сентября 1941 года было принято Постановление Государственного Комитета Обороны «О транспортировке грузов для Ленинграда», в котором предусматривалось создание нового пути сообщения по Ладожскому озеру из Новой Ладоги. Народ назвал эту трассу «Дорогой жизни» – она пролегла и по воде, и по льду, и по воздуху, и по суше, и до марта 1943 года была единственной магистралью, питавшей огромный сражающийся город. Транспортировку грузов для Ленинграда через Ладогу Государственный Комитет Обороны и Военсовет Ленинградского фронта возложили на Ладожскую флотилию и речников Северо-Западного речного пароходства, в чье распоряжение поступил прибывший из Новгорода флот. 

Новгородцы сразу же включились в оборудование новой трассы. Строительство портовых объектов и причалов в Осиновце и Гостинополье происходило под массированными налетами гитлеровской авиации. Но Ленинград уже задыхался и не мог ждать завершения строительства Осиновецкого порта. И 12 сентября, в сопровождении военных кораблей, в первый рейс по «Дороге жизни» пошел пароход «Орел» с двумя баржами муки. Среди команды этого парохода был механик-новгородец П.Я. Петров. 

С прибытием в Новую Ладогу Ильменская военная флотилия была передана вместе с личным составом Ладожской военной флотилии. «Наши пароходы, – вспоминает капитан новгородского парохода «Ульяновск» А.Г. Родионов, – обслуживали боевые корабли, которые приходили в Новую Ладогу с эвакуированными из Ленинграда. Наша задача заключалась в скорейшей перевозке людей с кораблей, которые не могли пройти в Новую Ладогу из-за мелководья в устье р. Волхов. Нужно было перегрузить, перевезти в Новую Ладогу этих изможденных голодом людей и поскорее их накормить».

Порт в Гостинополье, образованный на левом берегу Волхова, начал свою работу с сентября 1941 года, с прибытием речного флота из Новгорода. Порт постоянно подвергался налетам вражеской авиации. Но, несмотря на невероятные трудности, в Ленинград шли боеприпасы, продовольствие, воинские пополнения. В обратном направлении перевозились эвакуированные жители города, раненые бойцы, заводское оборудование и культурные ценности. Речники приложили немало усилий, чтобы сохранить суда, перевозимые на них грузы и жизнь пассажиров.

Из воспоминаний новгородца В.А. Мишенкова: «Зимовали на Ладоге, под частыми бомбежками. Я занимался ремонтом судов, одновременно учился на механика и столярному делу. С очередной навигацией был в числе тех, кто по «Дороге жизни» возил в осажденный Ленинград боеприпасы и продовольствие. Быстрое течение и узкие судоходные пролеты требовали немалого мужества, смелости, опыта и риска. Путь после шлюзования у Волховской ГЭС и до Званки под двумя железнодорожными мостами граничил с подвигом».

Эвакуация ленинградцев по Ладоге особенно усилилась в июне-июле 1942-го. Среди специально оборудованных для таких перевозок судов был пароход «Форель» Новгородской пристани. Десятки тысяч ленинградцев с благодарностью вспоминают капитана «Форели» Николая Кузнецова и команду этого судна, совершившего за навигацию 1942-го года 329 рейсов, за что Кузнецов был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Весной 1942-го, кроме перевозок грузов, речники участвовали в прокладке по дну Ладожского озера топливного водопровода и электрического кабеля – Ленинград очень нуждался в электричестве. «Чтобы как-то обезопасить работы и выполнить их в срок, – вспоминает ветеран речного флота, новгородец В.С. Крестьянинов, – кабель прокладывали ночью, хотя гарантии полной безопасности это не давало. Ночи-то летом над Ладогой светлые… После блокады этот кабель был поднят со дна озера и отправлен в Ленинград».

Самые ответственные задания нередко поручались новгородским речникам, с их высочайшим профессионализмом и репутацикй мастеров своего дела. Вспоминает Л. Михеева: «Однажды капитану парохода «Всероссийский староста Калинин» И.Ф. Принцеву поручили особое задание – проложить путь, обозначив фарватер через Рыбинское водохранилище. Видимо, возникла необходимость срочно наладить кратчайшее сообщение с Волгой. Водохранилище было образовано перед самой войной, под воду ушли населенные пункты и часть лесов, которые не успели выру-бить. С какой осторожностью надо было провести пароход, чтобы не покалечить его! Задание было успешно выполнено. Иван Федорович, опытный капитан, обладал завидной выдержкой и осмотрительностью и до тонкости знал возможности своего судна».

По Ладожской «Дороге жизни» – большой и малой трассам – флотом Северо-Западного речного пароходства вместе с Ладожской военной флотилией за три военные навигации было перевезено около 2-х миллионов тонн грузов и свыше 1 миллиона человек: эвакуированных ленинградцев, войсковых частей и раненых с Ленинградского и Волховского фронтов. Политлтдел Ладожской военной флотилии и Военный совет Ленинградского фронта дали высокую оценку работы речников на Ладоге по обеспечению бесперебойной доставки продовольственных и военных грузов для Ленинграда и фронта и вывоза из Ленинграда населения, особо отметив проявленный речниками массовый героизм и исключительную самоотверженность.

20 января 1944 года новгородские речники-ладожане с ликованием встретили известие: «Новгород – наш!». И после выполнения заданий военного командования на Ладоге, в марте 1944-го, первая группа работников Новгородской пристани вернулась в Новгород.

Первые впечатления приехавших – города, по существу, нет. Среди невообразимого хаоса стояли громады разрушенных каменных домов, церкви с пробоинами в стенах от бомб и снарядов, с ободранными куполами, одиноко высились израненные осколками деревья. Вот что вспоминает Т.П. Спиридонова, приехавшая в Новгород с первой группой речников:

«Наша группа разместилась в чудом уцелевшем деревянном доме в Николо-Кочановском переулке. Также уцелел дом Фадеева, где после войны был клуб и контора водников. Во время войны здесь была конюшня, до окон – навоз. Началась работа по расчистке завалов. Перво-очередная задача – очистка помещения от навоза, грязи, боя кирпича домов, которые можно было восстановить для общежития и приема рабочих. Использовали подвалы завода «Богемия» (фашисты содержали там пленных красноармейцев). Что там было и что приходилось убирать – не поддается описанию. В первую очередь была построена пекарня в сторожке церкви Петра и Павла на Звериной улице. В мае приехал из Ладоги пекарь дядя Коля Зайцев и стали выпекать хлеб в Новгороде. Построили столовую, магазин, восстановили баню».

С энтузиазмом плотники восстанавливали причал, строили бараки, а пока приспосабливали разрушенное жилье, жили в землянках, сделанных в городском валу. Прибыл из Новой Ладоги начальник пристани В.П. Кузьмин, а вскоре был создан военно-восстановительный отряд, который уже в первый год много сделал по восстановлению цехов и пристанского хозяйства. Когда прибыло оборудование из Новой Ладоги и Вологды, в помещении пивоваренного завода «Богемия» был запущен дизель, который дал электроэнергию не только для судоремонтных мастерских, но и для освещения города. В Новгороде был организован перевоз людей с одного берега на другой выше взорванного моста с помощью лодки на веслах, а позднее – пароходом «Экстра». Этот маленький пароход работал несколько лет, пока не построили деревянный мост через Волхов. 

Флот был укомплектован кадрами и приступил к перевозкам местных грузов – леса и строи-тельных материалов – для восстановительных работ в Новгороде. Для разгрузки дров и угля был организован погрузочно-разгрузочный участок, где все работы производились вручную. 
Однако в малых реках – притоках Волхова – работа осложнялась опасностью судоходства из-за мин и снарядов, и было немало случаев подрыва людей и техники. Так, на берегу реки Оскуй на всем протяжении находились землянки, остатки снаряжения, разбитые орудия, не-разорвавшиеся бомбы и мины. Саперами сделаны были лишь проходы с табличками «Мин нет». В районе Званки, выше станции Волхово, на берегу, осталось проволочное загражде-ние, на котором лежали незахороненные убитые воины в шинелях и с оружием...

Надо было готовиться к первой послевоенной навигации. В апреле 1944 г. пароход «Ульяновск» был направлен из Новой Ладоги вверх по Волхову для очистки его от препятствий, проводов, оставшихся переправ и мин. С этой целью на борту находились военные минеры и другие военные специалисты. Связь с Новой Ладогой держали каждые 30 минут.

«Новгород прошли, не останавливаясь, – вспоминает капитан «Ульяновска» Родионов, – пошли в Ильмень, где еще был лед от восточного берега до середины озера. Вернувшись в Новую Ладогу, доложили обстановку. Было принято решение – в начале мая направить первый караван судов в Новгород».

Навигация 1945 года открылась торжественной встречей пароходов «Всероссийский староста Калинин» и «Коммунар».
_____________

Война – это тяжкий труд миллионов людей. Каждодневно, добросовестно, самоотверженно и героически трудились на Победу в годы Великой Отечественной и новгородские речники. 

К 50-летию освобождения Новгорода ветераны флота Василий Петрович Кудряшов и Василий Семенович Крестьянинов – участники всех событий, о которых здесь рассказывалось, подготовили книгу «Память о былом». В ней самым тщательным образом представлена история новгородского речного флота в годы Великой Отечественной войны. А в трогательном послесловии авторы написали, что благодарят всех, кто помог в издании книги, и «поздравляют всех читателей – новгородцев и гостей города с нашей общей Победой и желают, чтобы война не началась вновь».

Книга «Память о былом» стала основным источником при подготовке данной статьи. Воспоминания ветеранов речного флота цитируются по тексту книги.

______________________

Текст радиопередачи, прозвучавшей в эфире новгородской радиостанции «Старый порт»
в рамках партнерского проекта «Войной испепеленные года» (2010) 
 и партнерского интерне-проекта «Родная речь. Подвиг», 2015.
Обновленная редакция 2020 г.
Автор текста: Татьяна Карпова, администратор сайта ant53.ru