Замечательный поэт, к сожалению, не часто вспоминаемый – он из тех, кого «не проходят в школе». В истории литературы известен и как талантливый переводчик. Суровый Белинский, считавший, что перевод всегда хуже оригинала, соглашался, что под пером Мея строки зарубежных поэтов становятся даже лучше. Мею удавалось невозможное: сохранив естественность языка оригинала, его эстетическую составляющую, создать русское задушевное поэтическое произведение.

Его творчество полюбилось русским композиторам. П.И. Чайковский написал 11 романсов на собственные и переводные стихотворения Мея, а драмы в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» стали основой знаменитых опер Н.А. Римского-Корсакова.

В своем творчестве Л. Мей не обошел и тему вольного Новгорода, столь популярную у всех его современников. Интерес к новгородской истории подвиг его на знакомство с новгородскими летописями – поля книги, одолженной у одного из знакомых, были испещрены заметками вдумчивого читателя Мея. Образы и впечатления от древнего текста отражены в его стихотворных произведениях «Волхв», «Александр Невский», поэтизировавших древнюю славу города на Волхове. Но наиболее известным стало юношеское стихотворение Л. Мея «Вечевой колокол», впечатляющее сменой ритмического рисунка и пронзительным финалом. Оно написано печальной песнью вечевого набатного колокола, прощающегося с любезным новгородским отечеством перед ссылкой в Москву:

  «Ты прости, родимый Новгород!
Не сзывать тебя на вече мне, 
Не гудеть уж мне по прежнему:
Кто на Бога? Кто на Новгород?..
Налети ты, буря грозная,
Вырви ты язык чугунный мой,
Ты разбей края мне медные,
Чтоб не петь в Москве, далекой мне…»

 

С последней просьбой обращается колокол к Волхову:

 

«Слушай… нынче, старый друг мой, по тебе я поплыву,
Царь Иван меня отвозит во враждебную Москву.
Собери скорей все волны, все валуны, все струи – 
Разнеси в осколки, в щепки ты московские ладьи,
А меня на дне песчаном синих вод твоих сокрой
И звони в меня почаще серебристою волной: –
Может быть, из вод глубоких, вдруг услыша голос мой,
И за вольность, и за вече встанет город наш родной».

Над рекою, над пенистым Волховом,
На широкой Вадимовой площади,
Заунывно гудит-поет колокол;
Волхов плещет и бьется и пенится
О ладьи москвитян острогрудые,
А на чистой лазури, в поднебесье,
Главы храмов святых, белокаменных
Золотистыми слезками светятся.

Почти 200 лет назад это стихотворение написал для нас 17-летний воспитанник Царскосельского лицея Лев Мей. А впервые его напечатали Герцен и Огарев в Лондоне, в своем альманахе «Голоса из России» в 1856 году.

 

Литература к справке:

1. Мей Л.А. Вечевой колокол: стихотворение // Новгород в русской литературе XVIII – XX вв. / составитель А.З. Жаворонков. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1959. – С. 133-134.
2. Мей Л.А. Вечевой колокол: стихотворение // Вольная русская поэзия XVIII – XIX вв.: в 2-х т. – Т. 1. – Л.: Советский писатель, 1988. – С. 424-426. – (Б-ка поэта. Большая серия).
3. Мей Л.А. Вечевой колокол: стихотворение // Здравствуй, племя младое…: антология поэзии пушкинской поры. – Кн. 3. – М.: Советская Россия, 1988. – С. 331-333.
4. Мей Л.А. Вечевой колокол. – Волхв. – Александр Невский // Мей Л.А. Избранные произведения. – 2-е изд. – М.: Советский писатель, 1972. – С. 150-152, 219, 221-229. – (Б-ка поэта. Большая серия).
5. Л.А. Мей (1822-1862) // Писатели на Новгородской земле / научный редактор доцент А.З. Жаворонков. – Новгород: кн. ред. газ. «Новгородская правда», 1960. – С. 36.
6. Краткая литературная энциклопедия. – Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1962. – С. 731-732.
7. «Гой ты, батюшка, славный Новгород…»: символ вольного Новгорода в русской классической поэзии // Новгородский край в русской литературе / ред. кол. А.Л. Гавриков [и др.]; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – С. 452-453.
8. Мей Лев Александрович // Большая Российская Энциклопедия. – Т. 19. – М.: БРЭ, 2012. – С. 593.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Лев Александрович Мей Источник изображения: Большая Российская Энциклопедия. – Т. 19. – М.: БРЭ, 20102. – С. 593.

    Лев Александрович Мей 
    Источник изображения: Большая Российская Энциклопедия. – Т. 19. – М.: БРЭ, 20102. – С. 593.