ЗИС-42/42М

Советский полугусеничный грузовик времен Великой Отечественной войны.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости, предназначался для работы в условиях бездорожья и в качестве артиллерийского тягача.

Автомобиль-солдат, труженик войны, рядовой боец нашей Победы. Участник боев на Новгородской земле.

Представлял собой дальнейшее развитие полугусеничного грузовика ЗИС-22. Серийно производился в 1942-1946 гг. на Московском автозаводе «ЗИС» (1-й государственный автомобильный завод имени И.В. Сталина) на базе грузовика ЗИС-5В – упрощенной военной модификации ЗИСа-5, легендарной трехтонки, именовавшейся в просторечии «Захаром». От базового ЗИС-5В полугусеничный ЗИС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес.

Ранний ЗИС-42 был произведен в нескольких опытных партиях в 1942 году, выпускался до 1943 г. С конца 1942 г. выпускалась его улучшенная модификация ЗИС-42М, отличавшаяся более мощным двигателем ЗИС-16 и рядом небольших усовершенствований (например, наличием защитной решетки перед радиатором и фарами). ЗИС-42М находился в производстве до 1946 года. Всего за 1942-46 гг. было произведено 6 372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.

Из истории. Идея автомобиля с использованием гусеничной тяги в России принадлежит царскому завгару Адольфу Кегрессу. Еще до Первой мировой войны на базе автомобиля Руссо-Балт С24/30 он создал полугусеничный вездеход Руссо-Балт-Кегресс. В 1916-17 гг. Путиловский завод выпустил более двухсот полугусеничных легковых вездеходов и бронемашин.

В 1930-х гг. в СССР возобновлением производства полугусеничных автомобилей занимался Научный автотракторный институт (НАТИ) вместе с ведущими советскими автозаводами «ГАЗ» и «ЗИС». Итогом стало серийное производство на автозаводе «ГАЗ» полугусеничного грузовика-вездехода ГАЗ-60 (1938-43) и первого советского полугусеничного бронеавтомобиля БА-30.

Но наибольшее распространение получили детища ЗИСа, и первым из них стал вездеход ЗИС-22, построенный и испытанный в 1936-38 гг. Он представлял собой стандартный ЗИС-5 (грузовик-трехтонка, самый массовый народо-хозяйственный и армейский автомобиль 30-х гг.) с примитивным облегченным гусеничным движителем, легко монтируемым и легко демонтируемым в случае необходимости. Гусеница должна была приводиться в действие от ведущего колеса. При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колеса. 

Однако машина оказалась неудачной, и в ходе Зимней финской войны вскрылись все ее недостатки – она была очень тяжелой, вязла в снегу, ненадежной, с худшей по сравнению с базовым ЗИС-5 проходимостью, очень «прожорливой». Работавшие над улучшением 3ИС-22 конструкторы НАТИ, учтя все рекламации, успели разработать его модернизированный образец – ЗИС-22М, пришедшийся по душе военным. Однако работы по запуску его в серию были приостановлены с началом войны и эвакуацией автозавода на восток.

Армия остро нуждалась в надежных автомобилях с повышенной проходимостью, приспособленным к фронтовым условиям. Поэтому уже осенью 1942 года, когда «ЗИС» снова начал выпускать автомобили, полугусеничный ЗИС-22М был запущен в серийное производство под наименованием ЗИС-42. К концу 1942-го появилась и его улучшенная модификация ЗИС-42М.

На путях-дорогах фронтовых… Первые ЗИС-42 поступили на фронт в сентябре 1942-го, накануне зимы. Трудяги грузовики-тягачи ЗИС 42/42М воевали на Ленинградском и Волховском фронтах с их диким военным бездорожьем, труднопроходимыми участками лесисто-болотистой местности. Были надежными солдатскими помощниками под Сталинградом.

Новгородской военной истории ЗИСы 42/42М памятны, как наши боевые товарищи, участники освобождения древнего города на Волхове: собранные в механизированный кулак в январе 1944 года, они обеспечили подвоз артиллерии под стены Новгорода.

Литература к справке:

1. Гоголев Л. Автомобили в строю. – М.: Молодая гвардия, 1981. – С. 42.
2. Из коллекции «За рулем» – ЗИС-42М // За рулем. – 1981. – № 9. – С. 34. 
3. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1985. – С. 38.
4. Фиттерман Б.М. Колеса или гусеницы? // Автомобильная промышленность. – 1989. – № 2. – С. 33-35.
5. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты: очерки об истории развития и военном применении автомобилей. – М.: Патриот, 1990. – 191 с.
6. Поликарпов Н. ЗИС-42 // М-Хобби: журнал. – 1999. – № 2. – С. 28-31.
7. Кириндас А. Полугусеничные вездеходы Красной Армии. – М.: Экспринт, 2004. – 48 с.
8. Прочко Е. Артиллерийские тягачи Красной Армии // Бронеколлекция: журнал. – 2005. – № 2.
9. Полугусеничные вездеходы НАТИ // ГрузовикПресс: журнал. – 2005. – № 4.
10. Поликарпов Н. Грузовой автомобиль ЗИС-5. – М.: Цейхгауз, 2007. – 48 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ