Легендарный советский полярный летчик,
первый Герой Советского Союза, генерал-майор авиации

Имя 25-летнего летчика Анатолия Ляпидевского страна узнала 5 марта 1934 г. из сообщения ТАСС: «13 февраля в 155 милях от мыса Северного затонул вследствие сжатия льдов пароход «Челюскин». Экипаж и участники экспедиции тов. О.Ю. Шмидта в количестве 101 человека, в том числе 10 женщин и 2 детей, высадились на лед. При высадке погиб один человек – завхоз экспедиции тов. Могилевич. Продовольствием, топливом и керосином для освещения челюскинцы обеспечены примерно на два месяца. Женщины, дети и несколько мужчин перешли в выстроенный на льду деревянный барак, остальные расположились в палатках. Специально созданной правительственной комиссией приняты меры к организации помощи участникам экспедиции тов. Шмидта. Из Петропавловска вышел пароход «Сталинград», имеющий на своем борту самолеты, которые должны вылететь к месту аварии. Организована спасательная экспедиция на собаках. Однако большие трудности для продвижения к месту аварии создавали дрейфующие льды и неблагоприятная погода. 5 марта самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского спустился на подготовленный челюскинцами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех женщин и обоих детей».

Спасательная кампания, за которой следил весь мир, была не менее драматична, чем трагедия чудом выживших полярников. 40-градусный мороз и ветер мешали летчикам добраться до потерпевших крушение. Было совершено 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, однако самолеты возвращались ни с чем. Как вспоминал Ляпидевский, «в конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой – но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда вылетать-то буду?!». Однако Ляпидевский, впервые прошедший к полярным широтам, не только перевез из лагеря всех женщин и детей, но и доставил масло и аккумуляторы для аварийной радиостанции.

В операции по эвакуации челюскинцев принимали участие 7 летчиков: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Уже 13 апреля 1934 года ледовый лагерь челюскинцев был полностью эвакуирован. По всеобщему признанию, такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала.

16 апреля 1934 г. в СССР было учреждено почетное звание Героя Советского Союза, и новое высшее звание первыми получили все семь летчиков, участвовавших в эвакуации полярников – за «беспримерную героическую работу». Правда, тогда летчикам были вручены только ордена Ленина – медаль «Золотая Звезда», дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза, была учреждена пять лет спустя – 1 августа 1939 года. Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, первому севшему на льдину в лагере челюскинцев, была вручена «Золотая Звезда» № 1.

----------------------

Перипетии спасательной кампании, чествования героических летчиков широко освещали советские газеты и журналы. Читали их и в новгородском селе Парахино, что в Окуловском районе, с особым волнением – ведь здесь тогда жили родители прославленного летчика Ляпидевского. А школьники местной Парахинской школы № 2 безмерно гордились, что математику им преподает отец Героя № 1.


Литература к справке:

1. Ляпидевский А. Пятое марта. – М., 1935.
2. Водопьянов М.В. Повесть о первых героях. – 2-е изд. – М., 1980.
3. Веселовская С. Звезда Героя № 1 // Заря коммунизма [Окуловка]. – 1984. – 12 мая.
4. Ляпидевский Анатолий Васильевич // Большая Российская энциклопедия. – Т. 18. – М.: БРЭ, 2011. – С. 289.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Живая Арктика: историко-краеведческий альманах. – 2003. – № 1 (май). – С. 162-163.

    Живая Арктика. – 2003. – № 1