Герман Воята

? – 13 октября 1188

Новгородский священник, летописец


Священник церкви Якова (Иакова) на Добрыне улице в Людине конце.

Биографических данных о Германе Вояте нет, а известен он по «автобиографической» заметке под 1144 г. в созданной им копии владычной летописи: «В то ж лето постави мя попом архепископ святыи Нифонът». Эта копия, дополненная местными сведениями, отражена в Синодальном списке – единственном сохранившемся списке Новгородской Первой летописи старшего извода.

Нет единого мнении, для кого предназначалась эта копия: одни исследователи видели в ней летописный свод церкви св. Иакова; другие предполагают в качестве вероятного заказчика Юрьев монастырь. Поэтому и роль Германа Вояты в новгородском летописании в разное время трактовалась по-разному.

Первоначально предполагалось, что священник новгородской церкви св. Иакова Герман Воята составлял отдельную, «уличанскую» летопись. Эта версия нравилась и Д.С. Лихачеву.

Позднее получила развитие теория (М.П. Погодин, А.А. Шахматов), согласно которой Герман Воята и другие яковлевские клирики занимались лишь редактированием и переписыванием для нужд своего прихода владычной (архиепископской) летописи, составлявшейся при Софийском соборе.

Однако в свете новых исследований более убедительной представляется гипотеза А.А. Гиппиуса, рассматривающего Германа Вояту как владычного секретаря и летописца при арихепископе Иоанне (Илье) в период его управления Новгородской кафедрой в 1165-1186 гг. Согласно этой гипотезе, именно Герман Воята пополнял Новгородскую владычную летопись (по лингвистическим данным, с 1164 по 1186 гг. летопись вел один человек). Кроме того, Герман Воята переработал начальную часть Новгородской владычной летописи и изготовил ее дополненную копию – ту самую, где и появилась его «автобиографическая» заметка.

Этот неослабевающий интерес к личности Германа Вояты обусловен желанием персонифицировать один из самых интересных периодов новгородской истории – зарождения и становления «республиканского» летописания и нового типа летописца. Летопись периода Новгородской республики своей демократичностью в отборе событий и по стилю изложения не походила ни на одну другую русскую летопись! Здесь большее внимание уделяется местным городским событиям, которые непосредственно затрагивают интересы горожан; в текст проникают местное произношение и народные выражения.

Вот и записи Германа Вояты изложены крепким просторечием, часто от первого лица, что придает им характер простоты, субъективизма, почти домашности. Летописца интересуют события внутренней городской жизни: постройка церквей, Великого моста через Волхов, городские слухи, дороговизна, стихийные бедствия, погода и ее причуды (к примеру, гром, слышанный им зимой во время занятий в архиепископской канцелярии, град «яко яблоков боле» в 5 часов утра 7 ноября 1157 года), состояние хлебов и покосов, праздничные гуляния и городские происшествия в виде утонувших в Волхове попов… Во всем этом ощущается отзвук времени, непосредственная заинтересованность летописца в описываемых событиях, облик живого человека, талантливого, любознательного, не боящегося отступить от средневековых канонов книжности...

Единственным прямым упоминанием о Германе Вояте является лишь известие о его смерти, зафиксированное в Синодальном списке Новгородской Первой летописи под 1188 годом. В нем сообщается, что Герман Воята, прослуживший 45 лет в церкви св. Иакова, заболел во время поездки с архиепископом Гавриилом (Григорием) во Псков; был пострижен архиереем в схиму и скончался 13 октября, а погребен был «у святого Спаса въ манастыри» (очевидно, в псковском Спасо-Мирожском монастыре).

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ