Мост через реку Ярынья
Крестецкий район Новгородской областиКаменный железнодорожный мост находится на линии Валдай – Крестцы. Построен, ориентировочно, в 1914-1916 гг. Высота моста – 18 метров (что равно 6/7-этажному зданию).
Местоположение: трасса М10/E105 Москва – Санкт-Петербург (в 110 км от Великого Новгорода); у д. Ярынья съезд по указателю на д. Колокола. Грунтовая дорога до переезда (3 км), направо, 1 км пешком по шпалам.
Из истории. Железная дорога Валдай – Крестцы была частью проекта Нарва – Луга – Новгород – Бронницы – Валдай, предпринятого во время Первой мировой войны. Одновременно был разработан проект железной дороги Петроград – Новгород – Бронницы – Соблаго – Смоленск – Орел. Всем известные «быки» на Волхове должны были стать опорами железнодорожного моста этих двух проектов.
Целиком оба проекта так и не были реализованы. Во-первых, они вызвали протесты культурной общественности из-за нарушения строительством исторического ландшафта в районе Рюрикова Городища. Во-вторых, в результате исторических событий 1917 г. и Брестского мира 1918 г. отпала необходимость в строительстве многих стратегических дорог.
А вот крестецко-валдайский участок дороги длиной 60 км все-таки был построен (введен в эксплуатацию в ноябре 1926 г.). На его протяжении было возведено 5 мостов, красивейшим из которых по праву считается каменный арочный мост, перекинувшийся через р. Ярынью.
Он представляет собой железобетонную конструкцию на высоких каменных опорах. Поражает грандиозностью, основательностью и уникальностью работы. По-видимому, каменные блоки тщательно обрабатывались в другом месте, нумеровались, а уже здесь конструкция собиралась в порядке нумерации. Работы велись практически вручную, отличались высоким качеством кладки, выполненной на большой высоте. Уникальны и сами материалы, в том числе скрепляющий состав, который позволил этому массивному сооружению, все время эксплуатируемому тяжелыми составами, в нашем влажном климате простоять сотню лет.
В годы Великой Отечественной войны по железнодорожному мосту доставляли горючее для самолетов, перевозили солдат и раненых. В разное время железной дорогой пользовалось множество предприятий: леспромхоз, нефтебаза, мебельная фабрика, сельскохозяйственные, дорожные организации. Еще одно свидетельство «древности» – маркировка на рельсах. На мосту встречаются рельсы 1898 года, 1915 года с клеймом заводов Демидова, а также завода Lackawanna Steel Company (США) 1943 года (доставленные по ленд-лизу и замененные в годы Великой Отечественной войны).
Линия Валдай – Крестцы эксплуатировалась практически до конца XX в.: пассажирское движение было прекращено в 1992 г., полностью ее закрыли для движения в 2011 г.
Поскольку подобных мостов в России было построено немного, не будет преувеличением считать мост через Ярынью архитектурным наследием прошлого тысячелетия.
***
В настоящее время мост почти в полном порядке, и вполне мог бы стать привлекательным туристическим объектом Новгородской области. Например, пока еще не растащены металлические части дороги и не заросли пути, можно было бы организовать ретро-маршрут на старинном поезде. Кроме того, это интересный объект для изучения истории железнодорожного транспорта, истории железных дорог в России.
Вероятно, мост был бы также интересен экстремалам, увлекающимся банджи-джампингом. А еще – он мог бы сниматься в кино! Потрясающей красоты и мощности сооружение так и просится в кадр – ажурный, «парящий» мост над тихой, живописной рекой, словно сошедший с европейской средневековой картинки…