Дорожный мост XVIII в. Объект культурного и исторического наследия (указ Президента РФ от 20.02.95 N 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»).

Местонахождение: на въезде в Новгород с севера по автомагистрали M10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург), между деревнями Трубичино и Витка. Указатель на мосту с надписью «р. Виточка» (уточнение: в Государственном водном реестре Виточка – это ручей, приток р. Пестовы).

Мост через р. Виточка является последним мостом в России, построенным в конце XVIII в. по первому типовому «образцовому» проекту 1786 г. Последний и единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост с использованием эллипсоидных сводов.

Из истории. В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «Комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог, прежде всего шоссе между Петербургом и Москвой. Комиссией был подготовлен доклад «Об устроении дорог между столицами», по которому было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам (тогда их называли «образцовыми»). Инженеры, русские мостостроители Карл Реан и Сергей Зиновьев разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролета. По типовым проектам были построены сотни мостов. Однако большинство из них было разрушено временем и особенно последней войной. Наш мост – один из последних, оставшихся от типовой серии.

Мост через р. Виточку является классическим примером «образцового» моста проекта 1786 г. Трехпролетный каменный красавец из гранита, с эллипсоидными сводами – изящные пологие арки опираются на массивные каменные опоры с заостренными носами-ледорезами. С утраченным ныне замечательным ограждением в виде чугунных решеток с орлами на пересекающихся кругах, спроектированных Ф. Демерцовым и В. Стасовым для всех типовых мостов дорожной сети (аналог можно увидеть в Санкт-Петерурге на мосту, ведущем в Петропавловскую крепость). Так описан мост через Виточку в исторических документах. 

Сейчас мост через р. Виточку фактически не эксплуатируется, хотя формально пока еще находится на балансе автомагистрали M10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург, северный подход к г. Новгороду). Обзор его закрыт построенным рядом новым железобетонным мостом, который выше старого и при этом расположен вплотную к нему.

Состояние исторического моста в настоящее время крайне неудовлетворительное. В 1956 г. его ремонтировали: были выправлены щековые стены с восстановлением швов и отремонтирована проезжая часть. Однако не были выполнены работы по водоотводу и гидроизоляция сводов сверху. Строительство нового моста довершило развитие дефектов в швах кладки. Конусы нового моста фактически закрыли два крайних пролета исторического моста, и паводковая вода теперь проходит только в среднем. От напора воды начали разрушаться стенки промежуточных опор, что грозит обрушением моста.

«Последний из могикан» каменных дорожных мостов, уникальный объект культурного и исторического наследия требует безотлагательных мер по его сохранению. Благо, что современные, отработанные технологии восстановления, усиления, реконструкции позволяют не только сохранять старинные каменные мосты как национальное культурное и материальное достояние, но и возродить каменное мостостроение с его возможностями длительной, в сотни лет, эксплуатации.

Отреставрированный старинный каменный мост через Виточку, с видом на храм Покрова Пресвятой Богородицы 1786 года, мог бы стать началом туристических маршрутов в Новгород. А благоустроенная, облагороженная территория между мостом, рекой и храмом была бы отличной придорожной зоной отдыха!

Литература к справке:

1. Автомобильный дорогие и мосты. Каменные мосты России: обзорная информация / Федеральное агентство Мин-ва транспорта РФ, ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам». – Вып. 7. – М., 2004. В обзоре подробно описаны проблемы моста через р. Виточку и меры по его сохранению. 
2. Абашева Е. Незаслуженно забытый // Звезда. – 2012. – 13 апр. – С. 7: фот. 
3. Лукин А. «Со строгим беспристрастием и справедливостью» // Чудовский краевед: научно-популярный журнал. – Вып. № 12. – Чудово, 2017. – С. 61-68: фот.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Реферат «Изучение моста XVIII века через реку Виточка Трубичинского поселения и его аналогов в субъектах Российской Федерации». Автор: Мокроусов Даниил, 6г2 класс МАОУ «Гимназия №2», Великий Новгород.

    Работа представлена автором на конкурс «Вокруг света за 180 дней» 2017-2018, организатор: Новгородская электронная библиотека «Муравейник».

    Публикуется организатором конкурса согласно условиям Положения.

    Скачать
    Размер: 2.2 Мбайт
    Смотреть материал
    Онлайн
    Реферат 2018