Книга «Домострой»

XVI век

Выдающийся литературный памятник, имеющий новгородское происхождение 


Полное его название – «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Это первая русская энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования, этических норм повседневной жизни. Составленная в традициях средневековой литературы, когда книги стоили дорого, и покупатель желал иметь в одной книге полное собрание сведений по той или иной теме.

«Домострой» содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, дает всеобъемлющее описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. 64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу «Домострой», поделены на 3 части: «О строении духовном» (Как веровати), «О строении мирском» (Как царя чтити) и «О строении домовном» (Как жить с женами, и с детьми, и с домочадцами). 

Сборник нравственных и хозяйственных уставов, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, написанный живым языком, «Домострой» стал незаменимым учебником житейской мудрости для многих поколений русских людей.

«Домострой» сложился не сразу. Это результат длительного коллективного творчества, начатого еще в XV веке в Новгороде, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению исследователей (среди которых историк С.М. Соловьев, литературовед, специалист по древнерусской литературе А.С. Орлов и др.), в Новгороде «Домострой» бытовал сначала как назидательный сборник в среде богатого новгородского боярства и купечества, обрастая постепенно новыми наставлениями и советами.

В окончательном виде «Домострой» сложился в эпоху Ивана Грозного, в середине XVI века. Авторство окончательного текста до сих остается спорным, но большинство исследователей связывают его с именем Сильвестра – сподвижника и наставника Ивана Грозного, известного церковного и государственного деятеля того времени, новгородца по происхождению (его образ присутствует на памятнике «Тысячелетие России»). Сильвестр добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект «Домостроя». Этот т.н. «Малый Домострой» также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных.

«Домострой» входил в круг памятников эпохи московского собирательства и восполнял урядом домашнего обихода такие книги, как Стоглав, Четьи Минеи, летописи и др.

До сегодняшнего дня сохранилось 40 списков в трех редакциях: краткой, восходящей с предполагаемому новгородскому протографу, расширенной «Сильвестровской» и смешанной, возникшей позднее в результате переписывания текстов основных редакций.

-------------------

Пожалуй, ни одному памятнику русской литературы в последующих веках не досталось так, как «Домострою».

Его перекраивали в петровскую эпоху, выкорчевывая московскую старину. В XIX-м просвещенная интеллигенция, на волне модных идей нигилизма, эмансипации и прочих объявила патриархальный Домострой «темным царством домашней тирании» – и апофеозом его виделась Кабаниха из островской «Грозы». XX век с его социальными экспериментами, гражданскими и иными войнами окончательно «упразднил» ведущие идеи Домостроя. 

Но сегодня люди проявляют позитивный интерес к пришедшей из глубины веков энциклопедии домашнего хозяйства. Проверенный веками «Домострой», вобравший в себя весь опыт русской жизни, воспринимается не просто сборником советов, как квасить капусту и разговаривать с холопами. Это книга о русских идеалах. Перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта, почти обрядовой упорядоченности ежедневной деятельности, неправдоподобной одухотворенности даже мельчайших бытовых деталей. С четким распределением обязанностей без какого-то либо унижения или дискриминации. С разумным семейным воспитанием, осуждающим зависть, строптивость и лень.

***

И в завершение темы – забавный постскриптум. Вдохновленный «Домостроем» житель Новосибирска Дмитрий Лебедев написал современную его версию, названную им «Домострой 2.0» – своеобразный чек-лист «Как выбирать квартиру и делать в ней ремонт». Вот избранное:

  • Квартиру надобно выбирати, разумея то, что снаружи ня, а не внутри. Ибо ремонт можно сделать, а район днищенский сам не исправишь; 
  • Новостройку в ипотеку брать нельзя, ибо можно и без квартиры остаться, и с ипотекой по миру пойти. Будет тогда хозяину несчастье, и скитаться он будет, и только челобитные государю писать тщетно; 
  • А балкон стеклить непристойно и незачем, бо там хлам накопится, а без стекления летом можно кофий на нем пить, аки француз; 
  • А вещи и светильники надо брать с умом. Ежели будешь брать каждую вещь самую красивую, дом будет похож на индийский или усадьбу Януковича. Бери скромные вещи, двери и светильники, аки варяги делают, и будет дом выглядеть чистым и незахламленным; 
  • А шторы надобно делать скромно, без вензелей и кренделей, ибо дом несть ДК или ГБУ. А цвета надо выбирать по мудборду (палитре настроения, если кто не знает). А ежели будешь все бежевое на бежевом, да мебель из ЛДСП под орех, станет дом похож на бюджетное учреждение, и жизнь в нем будет тягостная, како госслужба.

Пользователи соцсетей по достоинству оценили инструкцию: «Зело хороша инструкция!»; «Советы добрые, да токмо заведения безрадостные не бюджетными, а казенными называются...»

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ