После русско-японской войны 1904-1905 гг., в память о героическом крейсере «Рюрик», погибшем в неравном бою с японской эскадрой, его имя было присвоено новому кораблю.

Броненосный крейсер «Рюрик» II, исполненный в Англии по русскому проекту, учитывал опыт недавней войны, и потому воплощал целую серию передовых идей. Курировал строительство лично командир корабля, капитан I ранга Н.О. Эссен, герой обороны Порт-Артура, будущий адмирал и командующий Балтийским флотом. Cпущен на воду 4 ноября 1906 года, вошел в состав Российского флота в июле 1909 г.

«Рюрик» II был первенцем среди русских тяжелых кораблей послевоенного поколения и последним самым большим из кораблей такого класса в России (с мощным бронированием, водоизмещение 15 170 т., длиной 161 м, шириной 22, 9 м, мощностью двигателя в 19 700 л.с., скоростью 21 узел/39 км/ч, с численностью экипажа 819 человек).

Лучший броненосный крейсер своего времени, являвшийся самой мощной и боеспособной боевой единицей русского флота, «Рюрик» II долгие годы оставался флагманским кораблем Морских сил Балтийского моря. И самым красивым кораблем маленькой балтийской эскадры, олицетворением идеала военно-морской эстетики. Его особенно любил Николай II (сохранились фотографии и редкие кинокадры посещения императором «Рюрика II» во время смотра Балтийского флота).

С самого начала Первой мировой войны флагманский корабль, броненосный крейсер «Рюрик» II – в гуще боевых действий на Балтийском море. Он был участником всех крейсерских операций флота: набеговых и минно-заградительных действий на коммуникациях противника, боев с броненосными немецкими крейсерами и артиллерийской перестрелки с кораблями неприятеля. Дважды был на краю гибели, подорвавшись на мине…

Участвовал в Февральской революции. 25 октября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.

Последней боевой операцией для «Рюрика» II стал знаменитый Ледовый поход (февраль-апрель 1918 г.)  – спасение от захвата германскими и финскими войсками кораблей Балтийского флота, стоявших на рейдах Ревеля и Гельсингфорса, и проводка их в Кронштадт. «Рюрик» II последним из тяжелых кораблей Балтийского флота закончил Ледовую эпопею и встал на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море…

В годы гражданской войны семнадцать 120-мм орудий крейсера были сняты и установлены на кораблях речных и озерных флотилий и бронепоездах. Впоследствии снятые с крейсера 203-мм башенные орудия были установлены на форте «Серая Лошадь» (форт «Передовой»), противодесантной береговой батареи Кронштадтской позиции балтийской Морской крепости.

В 1925 году были начаты работы по разборке крейсера, а в 1930-м «Рюрик» II был продан на металл.

И можно было бы поставить здесь точку, но история крейсера удивительным образом продолжилась в годы Великой Отечественной войны. 203-мм башенные его орудия, установленные на форте «Серая Лошадь», были использованы Кронштадтским Оборонительным районом для защиты Ораниенбаумского пятачка – плацдарма, сыгравшего значительную роль в обороне Ленинграда. Несуществующий, крейсер «Рюрик» II продолжал сражаться…

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Крейсер «Рюрик» II. Из фотоматериалов сайта kreiser.unoforum, предназначенных для свободного копирования 

    Крейсер «Рюрик» II. Из фотоматериалов сайта kreiser.unoforum, предназначенных для свободного копирования 

    Крейсер «Рюрик» II
  • Крейсер «Рюрик» II. Из фотоматериалов сайта kreiser.unoforum, предназначенных для свободного копирования 

    Крейсер «Рюрик» II. Из фотоматериалов сайта kreiser.unoforum, предназначенных для свободного копирования 

    Крейсер «Рюрик» II
  • Посещение императором крейсера «Рюрик» II во время смотра Балтийского флота 

    Посещение императором крейсера «Рюрик» II во время смотра Балтийского флота 

    Николай II на крейсере