Бахчиванджи Григорий Яковлевич

7 (20) февраля 1909 – 27 марта 1943

Летчик–испытатель, капитан

Герой Советского Союза
Первым в нашей стране совершил полет на реактивном самолете БИ в мае 1942 г.

В 1941 г. в составе легендарного 402-го иап воевал под Новгородом

 

402-й истребительный авиаполк был сформирован из летчиков-испытателей научно-исследовательского института и летчиков, сражавшихся на Северо-Западном фронте в начальный период войны. 23 июля 1941 г. полк перебазировался на Новгородскую землю – на аэродромы Кречевицы и Крестцы. 402-й иап выполнял задачи по прикрытию от авиации противника Новгорода, Сольцов, Шимска, Старой Руссы, Бологое. Здесь во всем своем блеске проявился летный талант капитана Григория Бахчиванджи. С 23 июля по 10 августа 1941 г. он произвел около 70 боевых вылетов на разведку, сопровождение своих бомбардировщиков, штурмовку противника, патрулирование и прикрытие наших войск. На Северо-Западном фронте летчик Г. Бахчиванджи сбил 7 самолетов противника.

10 августа 1941 года Григория Бахчиванджи, как опытного летчика, отозвали с фронта на Урал – для испытания первых советских реактивных самолетов на базе НИИ ВВС в Свердловске. С аэродрома «Кольцово» 15 мая 1942 года капитан Бахчиванджи поднял в небо реактивный самолет конструкции В.Ф. Болховитинова БИ-1 – самолет, который проложил путь не только реактивной авиации, но и раскрыл двери для завоевания космоса. Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно бы, не было и 12 апреля 1961 года».

Летчик Г. Бахчиванджи погиб во время очередного испытательного полета на БИ-1. Похоронен под Свердловском (ныне Екатеринбург) – на кладбище поселка Малый Исток, неподалеку от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 г. на могиле установлен обелиск. 

Звание Героя Советского Союза «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями» было присвоено Г.Я. Бахчиванджи 28 апреля 1973 г. (посмертно).

Награжден двумя орденами Ленина. Уроженец Краснодарского края.

Именем Григория Бахчиванджи названы: поселок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), платформа 41 км Московской железной дороги; улицы, площади, школы в городах Урала и Краснодарского края. Памятники установлены: на родине героя в станице Бриньковская,  на могиле и близ места падения самолёта БИ-1 (Свердловская обл.), у международного аэропорта «Кольцово» и бюст на ул. Бахчиванджи (Екатеринбург). Именем Григория Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

 

 Литература к справке

1. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. – М.: Воениздат, 1972. – С. 164. – Глава «На Северо-Западе».
2. Экономов Л. А. Капитан Бахчиванджи: док. повесть. – М.: ДОСААФ, 1972. – 272 с.
3. Сукнов П. Он был первым // Новгородский комсомолец. – 1972. – 8 дек.
4. Пономарев С. Он воевал под Новгородом // Новгородская правда. – 1973. – 19 авг.
5. Советская военная энциклопедия. – Т. 1. – М.: Воениздат, 1976. – С. 412.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Бахчиванджи Г.Я. Фото из архива краеведческой библиотеки "Диалог", Великий Новгород. Источник публикации неизвестен.
    Бахчиванджи Г.Я. Фото из архива краеведческой библиотеки "Диалог", Великий Новгород. Источник публикации неизвестен.
    Бахчиванджи Г.Я.
  • Фронтовой снимок Г.Я. Бахчиванджи. Источник изображения: Пономарев С. Он воевал под Новгородом // Новгородская правда. – 1973. – 19 авг.
    Фронтовой снимок Г.Я. Бахчиванджи. Источник изображения: Пономарев С. Он воевал под Новгородом // Новгородская правда. – 1973. – 19 авг.
    Фронтовой снимок Г.Я. Бахчиванджи