Русская певица (лирико-драматическое сопрано) 

***

Родилась в Новгороде, в дворянской семье. Пению обучалась в Петербургской консерватории у Ю.Ф. Платоновой, В.И. Иванова-Смоленского, С.И. Габеля.

Артистическую деятельность начала в Саратове в 1892 г. в труппе Н. Унковского «Товарищество русских оперных артистов». 

----------------
Вот как появление Инсаровой в саратовской труппе описывает В. Пикуль (в исторической миниатюре, посвященной мичману Николаю Унковскому, пытаясь разгадать, почему русская сцена – оперная и драматическая – из года в год пополнялась за счет блистательного корпуса российского офицерства): 

«Перед ним предстала женщина, которую сначала он принял за видение Натальи Гончаровой, какой она явилась когда-то Пушкину... Сходство было поразительное! Унковский встал и невольно одернул на себе фрак, как лейтенант одергивает мундир перед своим беспощадным адмиралом. 

– Мария Николаевна Инсарова-Миклашевская, – назвалась красавица. – Только что из петербургской консерватории...»
----------------

Пикулю вторит в своих мемуарах очевидец, начинавший тогда же в Саратове режиссер Н.Н. Боголюбов: «Трудно себе представить более обаятельную, красивую и привлекательную женщину… Голос у Инсаровой был суховатый, но певица она была музыкальная и очень способная. Она жила на сцене, как рыба в воде... Простота ее игры, сдержанность жеста и, когда было нужно, пламенность темперамента – все это делало из молодой певицы фигуру большого значения».

Ее исполнение отличалось лирической проникновенностью и драматической театральностью – на ее спектакли приходили даже драматические актеры. Саратовская публика полюбила Инсарову, награждая ее аплодисментами, преподнося цветы и подарки. Она с огромным успехом пела Татьяну в «Евгении Онегине». А 23 ноября 1892 года она спела Лизу в «Пиковой даме» – это была первая постановка оперы Чайковского на провинциальной сцене.

В один из бенефисов М. Инсаровой в 1893 г. на сцене Саратовского театра впервые игралась опера А. Рубинштейна «Маккавей», поставленная начинающим режиссером Н. Боголюбовым. Героическая тема борьбы иудеев за свободу, соответствующая ей музыка, роскошные декорации и костюмы по рисункам Г. Доре, яркие образы народного героя Иуды Маккавея (Н. Унковский) и его жены Ноэми (М. Инсарова) и их любовный дуэт «Роза Сарона» – все это вызвало бурный восторг переполненного зала: как писали тогда, «оваций, подарков и цветов было в изобилии».

Товарищество русских оперных артистов под управлением Н.В. Унковского просуществовало недолго, но исключительно многое сделало для популяризации русской оперы и основания добрых традиций оперно-театрального дела в Саратове. Потому и прощание саратовской публики с оперной труппой было необыкновенно теплым и шумным.

После Саратова талантливая Инсарова много выступала в провинции: Харькове, Ростове-на-Дону. С 1897 г. ее творческая карьера будет связана с частной оперной труппой А.А. Церетели (Харьков), с которой певица гастролировала в Петербурге и Москве. В Петербурге труппа Церетели, уже обретшая известность, выступала в помещении Театра консерватории и называлась «Новая опера».

В истории оперного театра Мария Николаевна Инсарова осталась, как одна из лучших исполнительниц партий Татьяны в «Евгении Онегине», Кумы в «Чародейке». А также как одна из первых исполнительниц главных партий в операх Н.А. Римского-Корсакова: Волховы («Садко», Харьков, 1898), Марфы («Царская невеста», Харьков, 1899), Марии («Пан-Воевода», антреприза Церетели, Петербург, 1904). 

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ