В истории Российского Императорского флота их было два. Оба относились к классу пароходо-фрегатов (паровых фрегатов) – кроме фрегатского парусного вооружения имели поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колеса.

Первый колесный паровой фрегат был построен в Финляндии и спущен на воду в 1851 году в г. Або. Финны, подданные Российской империи, очень гордились этим заказом: фрегат предназначался для Военно-морского экипажа Великого княжества Финляндского. На то время это было самое большое судно, когда либо построенное в маленькой Финляндии – оснащенное 12-ю пушками, со скоростью хода в 11 узлов (20 с небольшим км/ч).

Фрегат «Рюрик» служил в эскорте российской Императорской яхты на Балтийском море, предназначался для перевозки августейших особ из Кронштадта на историческую родину – в Германию, а также для круизов по Средиземному морю. 

С началом Крымской войны был мобилизован для участия в военных действиях, затем вернулся на «царскую службу». Одним из примечательных дворцовых событий стало прибытие 26 сентября 1866 года датской принцессы Дагмары, невесты наследника российского престола, великого князя Александра Александровича (будущие Александр III и императрица Мария Федоровна). Фрегат «Рюрик» был среди кораблей, приветствовавших Дагмару праздничным салютом в водах Финского залива.

Честно отслуживший с 1852 по 1870 гг. пароходо-фрегат «Рюрик» был сменен новым, с аналогичным названием. Он был спущен на воду 21 октября 1870 г. Водоизмещение его составляло 1662 т, а машины имели мощность 300 л.с. Служил русскому флоту до 1890 года.


Литература: 

1. Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. – СПб., 1871. 
2. Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. – СПб.: Т-во Л. Голике и А. Вильборг, 1910. – 318 с.
3. Пароходофрегат // Военно-морской словарь. – М.: Воениздат, 1990. – С. 305.
4. Широкорад А.Б. 200 лет парусного флота России / под редакцией А.Б. Васильева. – 2-е изд. – М.: Вече, 2007.
5. Рюрик [корабли] // Большая Российская энциклопедия. – Т. 29. – М.: БРЭ, 2015. – С. 136-137.

ПРИЛОЖЕНИЯ К МАТЕРИАЛУ

  • Спуск на воду фрегата «Рюрик». 1851 г. Википедия, изображение в статусе «Общественное достояние»

    Спуск на воду фрегата «Рюрик». 1851 г. Википедия, изображение в статусе «Общественное достояние»

    Спуск на воду фрегата «Рюрик». 1851 г.
  • Пароходо-фрегат «Рюрик». 1870 г. Фото из собрания вел. кн. Константина Константиновича. Источник изображения: Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. – СПб.: Т-во Л. Голике и А. Вильборг, 1910. – С. 198.

    Пароходо-фрегат «Рюрик». 1870 г. Фото из собрания вел. кн. Константина Константиновича. Источник изображения: Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. – СПб.: Т-во Л. Голике и А. Вильборг, 1910. – С. 198.

    Пароходо-фрегат «Рюрик». 1870 г.