В июне 2019 г. арктический флот пополнился новым перевозчиком сжиженного газа – танкером-газовозом ледового Arc7 класса «Николай Евгенов». Назван в честь нашего земляка, уроженца Новгородской губернии, известного полярного исследователя, первооткрывателя Северной Земли Николая Ивановича Евгенова.

Танкер-газовоз «Николай Евгенов», как все суда класса Arc7, имеет емкость 172,4 тысячи кубометров (возможность перевозки 100 тысяч тонн СПГ), способен проходить льды двухметровой толщины и нормально функционировать при температуре минус 50 градусов Цельсия – все это позволяет круглогодично курсировать по Северному морскому пути.

Судно построено в Южной Корее. Является 11-м по счету из 15-ти заказанных для проекта «Ямал СПГ» танкеров класса Yamalmax (соответствует классу Arc7). 

Казалось бы, у новгородцев появился еще один повод для гордости – имя нашего земляка на борту новейшего, по последнему слову судостроения, уникального ледокольного судна! Однако, не все так просто.

Для справки: ЯМАЛ СПГ– совместный проект России, Китая и Франции. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам ямальского природного газа из арктических портов России по Северному морскому пути в Европу и Азию. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, где запасы газа составляют 926 млрд куб. м. В рамках реализации Проекта создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта. Реализует проект ОАО «Ямал СПГ». Его акционерами являются: ПАО «НОВАТЭК» (50,1%, основной владелец проекта, крупнейший российский грузоотправитель на Севморпути), Total (20%, Франция), CNPC (20%, Китай), Фонд Шелкового Пути (9,9%, Китай).

Вопрос национальных интересов и социальная сторона проекта Ямал СПГ вызывает озабоченность многих российских экспертов. Развитие Арктики, освоение неисследованных ее территорий объявлено одним из государственных приоритетов и должно способствовать экономическому развитию России и повышению социального благополучия ее граждан. Между тем построенные на Ямале производства СПГ находятся в монополии одной компании – НОВАТЭК, развиваются со все большим присутствием иностранного капитала, а потребители находятся за рубежом (тогда как собственные российские территории газифицированы далеко не все). Не означает ли это все большую потерю контроля над природными ресурсами России?

Далее. В России практически отсутствует флот для перевозки сжиженного природного газа. Из 15 танкеров-газовозов, построенных для проекта «Ямал СПГ» в Южной Корее, лишь один «Кристоф де Маржери» принадлежит российской компании «Совкомфлот». Остальные – собственность иностранных компаний. Владельцем танкера-газовоза «Николай Евгенов», например, является консорциум из канадской Teekay LNG Patners и китайской China LNG Shipment.

И из разряда тонких, морально-этических материй. По иронии судьбы все 14 танкеров-газовозов Ямал СПГ носят легендарные имена выдающихся русских и советских полярников – ученых-исследователей, морских офицеров, капитанов, лоцманов, гидрографов, с риском для жизни прокладывавших и осваивавших в интересах России Северный морской путь в 1910-30 гг. Возможно, руководство ОАО «Ямал СПГ» при выборе имен для своих престижных, не имеющих аналогов в мире, дорогостоящих (в 300 млн долларов каждый) судов руководствовалось благими и патриотичными намерениями. Но... 

Вилькицкий, Воронин, Русанов, Визе, Самойлович, Ушаков, Евгенов… Великие труженики Арктики и великие граждане нашего Отечества. Едва ли они мечтали и были бы довольны такой славой – оказаться именем на борту кораблей, идущих под чужими флагами по обустроенной их трудами российской морской ледовой трассе.


Литература к справке:

1. Первый в мире танкер-газовоз // Эксперт-Урал. – 2017. – № 14 (3-9 апр.).
2. Лед тронулся: по Севморпути впервые прошли два танкера без ледоколов // Российская газета. – 2019. – 5 февр.
3. Веденеева А. «Новатэк» запасается газовозами // Коммерсант. – 2019. – 10 июня (№ 999).
4. Дзядко Т. Владелец построенных для НОВАТЭКа танкеров попал под санкции США / Т. Дзядко, Л. Подобедова // Ежедневная деловая газета РБК. – 2019. – 30 сент.